Аналитики МВД и МЧС прогнозируют в ближайшие год-два авиационный бум в "частном секторе", как это уже произошло с яхтами, катерами и скутерами. А значит, считают в правоохранительных органах, если срочно не взять "крылатое хозяйство" под строгий контроль, простым гражданам придется смотреть не под ноги, а вверх, чтобы вовремя увернуться от незадачливого летуна.
По очень приблизительным подсчетам МВД России, в частных руках находится около 10 тысяч самых разных летательных аппаратов. Почему приблизительным? Да потому, что толком их никто не считал - заниматься этим вдумчиво и детально некому. Речь не идет о частных "дальнобойных" лайнерах, принадлежащих, например, Абрамовичу.
Парадоксально, но контроль над малой авиацией возложен на... сельских участковых. Именно им предписано знать, кто в деревне и на каких основаниях владеет "кукурузником" или стареньким вертолетом Ми-2. Понятно, что ни о каком техническом контроле со стороны милиционера речи не идет - участковых в летных академиях не обучают.
Богатые авиалюбители беспокоят МВД меньше всего. Корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что, например, звезда телеэкрана Леонид Якубович очень тщательно и вдумчиво готовится к каждому полету на спортивном "Яке". И вообще, люди с деньгами, обретающие крылья ради удовольствия, относятся к небу с почтением и очень себя берегут. Они предпочитают летать на одномоторных легких моделях, как правило иностранных. Наша промышленность тоже начала выпускать и одноместные спортивные, и рассчитанные на трех-четырех человек машины. Есть даже амфибии. Стоит такой самолет примерно так же, как "Мерседес-600".
На Западе увлечение небом гораздо более продвинуто. Там маленький самолет или вертолет - не роскошь, а банальное средство передвижения. Столицы мира усеяны вертолетными площадками на крышах домов. В Москве, кстати, нет ни одной, даже для вертолетов милиции, спасателей или спецназа.
А для "чистого" хобби на Западе есть экзотика - восстановленные самолеты времен Второй мировой войны или первые реактивные машины 50-60-х годов. Миллионеры приобретают "для души" такие раритеты - разумеется, со снятым вооружением, - реставрируют их и летают над своими обширными ранчо. Стоимость исправного советского "Лавочкина" или МиГа, немецкого "Мессершмитта", английского "Спитфайра" или американского "Мустанга" достигает полутора миллионов долларов. Надо ли говорить, что обеспечивает такие увлечения развитая инфраструктура - аэродромы, мастерские, заправки, бригады технарей. Все это под жестким контролем полиции и ПВО.
Однако в России пилотов-любителей немного. Самолет - не яхта, здесь с девочками под виски не расслабишься. Это весьма экстремальное удовольствие, не каждому доморощенному миллионеру, к счастью, понятное.
У российской милиции чисто отечественная головная боль - приватизированные мелкие авиационные предприятия. Они работают не ради адреналина, а добывают "из воздуха" хлеб насущный.
Что это за предприятия? Как правило, колхозные или совхозные "эскадрильи", перевозившие в советские времена небольшие грузы, опылявшие или орошавшие поля, доставлявшие в труднодоступные районы врачей или геологов. И еще бывшие аэродромы ДОСААФ, нынешние РОСТО.
С крушением социализма это добро оказалось в руках местных предприимчивых умельцев. Старые "кукурузники" и вертолеты-"мишки" подлатали, некоторые даже собрали заново из запчастей. Готовность к эксплуатации определяли сами владельцы - какая, к черту, госкомиссия?
И давай зарабатывать. Работа все та же: опыление посевов, перевозка пассажиров и барахла, катание туристов и охотников, кто желает - может прыгнуть с парашютом или даже самостоятельно порулить летательным аппаратом.
Возможность практически бесконтрольно летать на высоте 10-15 метров выглядит довольно странно в наше неспокойное время. Правда, все собственники быстро и хорошо усвоили, где можно летать, а где нельзя. Главком Внутренних войск МВД России Николай Рогожкин недвусмысленно пообещал сбивать все, что пролетает на малых высотах без соответствующих согласований и разрешений над ядерными и прочими стратегическими объектами. Так что над атомной электростанцией или, скажем, химическим заводом особо не попаришь - если не успеют достать зенитной ракетой или автоматической пушкой, гарантированно расстреляют на подлете из пулеметов или автоматов. Есть для этого и специально обученные снайперы, способные уронить любое НЛО на безопасном расстоянии. И некому будет доказывать, что тебя в охраняемое воздушное пространство занесло случайно, попутным ветром. Антитеррор, однако.
Но есть, как говорится, нюансы. Если раньше, при ужасном социализме, за безопасность полетов малой авиации нес персональную и достаточно суровую ответственность целый сонм чиновников, то теперь только сам пилот и тот несчастный, на кого он рухнет. Участковый уполномоченный не в состоянии определить, умеет ли владелец самолета летать, в норме ли его здоровье, исправна ли машина. Милиционер может только проверить право собственности на летательный аппарат. Да, подтвердит бывший председатель не существующего уже колхоза, продали мы этому человеку, когда-то служившему рядовым охранником аэродрома, списанный Ан-2. Все равно выбрасывать. Вот справка.
В департаменте по обеспечению правопорядка на транспорте корреспонденту "Российской газеты" привели десятки примеров, когда неопытные и просто пьяные пилоты губили себя и пассажиров, рушили сельские дома и линии электропередачи. Машины падают из-за элементарных поломок, которые при надлежащем техобслуживании были бы легко устранимы. Или наоборот: в свой последний полет уходила такая проржавевшая рухлядь, которую ни один дипломированный специалист не выпустил бы в небо.
Статистику несчастий дополняют начинающие пилоты и парашютисты: их просто "забывают" обучить и даже проинструктировать о мерах безопасности перед полетом.
Некоторые хитроумные авиавладельцы умудряются даже вести двойную бухгалтерию - самолеты и вертолеты у них несут одинаковые бортовые номера. Очень удобно: налог вдвое меньше, а доход - больше. А кто проверит? В небе ГАИ нет.
МВД России считает, что создание такого ГАИ уже назрело. И предложило несколько законодательных инициатив. Во-первых, считают в министерстве, необходимо пересмотреть поправки Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" - там, где речь идет о проведении авиационных работ различного назначения. В частности, ужесточить меры административного и уголовного наказания за различные нарушения, особенно если эти нарушения связаны с терроризмом.
И во-вторых, МВД предлагает наконец-то реализовать статьи 27, 28 и 29 Воздушного кодекса России - разработать механизм государственного контроля над малой авиацией и создать для этого специально уполномоченный орган, который и получит инспекторские функции.
Чем же будет заниматься воздушное ГАИ? Понятно, что милиционеры не смогут в небе регулировать движение с полосатыми палочками. Весь контроль останется на земле. Предполагается расширение уже существующих диспетчерских служб, которые занимаются большой авиацией. Поведение летчиков в небе, несоблюдение правил, отклонение от маршрута и прочие нарушения будут бесстрастно фиксироваться. И на земле за это строго спросят - вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности.
ВВС и ПВО, Внутренние войска и ФСБ четко определят маршруты и высоты для частников и любителей. А транспортная милиция - не участковые! - вплотную займется самими летательными аппаратами, их владельцами и инфраструктурой. Проверят наличие лицензий и "водительских" прав. Специалисты-авиатехники изучат "малый" самолетно-вертолетный парк, определят пригодность к полетам каждой машины, возможности владельцев содержать, обслуживать, ремонтировать своих "крылатых коней".
Кстати, по мнению МВД, свое слово должны сказать и экологи - они тоже войдут в небесную инспекцию. Ведь нередко бывает так, что сверху льются керосин или химикаты, давно запрещенные международными соглашениями. В министерстве предлагают в каждом конкретном случае изучать правомерность и оправданность использования авиационного топлива, химических препаратов для распыления над сельскохозяйственными посевами.