Суть концепции ее разработчик, минэкономразвития, представил вчера журналистам. Зарплату судьям повышать больше не будут, зато дадут им квартиры, судебные заседания будут писать на пленку, а людям, недовольным решениями суда первой инстанции, запретят подавать кассационную жалобу без предварительного апелляционного рассмотрения дела. На эти и другие новшества минэкономразвития просит из бюджета 48,4 миллиарда рублей.
Повод написать новую ФЦП вполне формальный - старая, рассчитанная на 2002-2006 годы, ценой в 44,9 миллиарда рублей выполнена. И даже перевыполнена - по программе, средняя зарплата судей должна составлять 28 600 рублей, в реальности - 59 200. Целью старой программы как раз и был рост благосостояния, и 75 процентов бюджетных денег на зарплаты и разошлось. Теперь иная задача: качество судейства должно стать лучше. Главный критерий - отношения к судам народа. Если сейчас только 19 процентов людей доверяют судебной системе, то в 2011 году таких должно стать 50 процентов, недоверчивых - 6 против нынешних 33-х. Ответственную задачу замера степени доверия министерство оставило себе вместе с соответствующим финансированием. Львиную долю финансового пирога поделят между собой судебный департамент при Верховном суде (32 миллиарда) и Высший арбитражный суд (12,9 миллиарда).
Как следует из слов директора департамента правового обеспечения минэкономразвития Николая Попова, чтобы суды работали лучше, их надо разгрузить, во-первых, и сделать их деятельность более публичной, во-вторых. Эти две простые задачи, однако, предусматривают несколько нестандартных решений.
Так, снижение нагрузки на суды должно произойти через широкое внедрение внесудебных и досудебных процедур, а также через так называемые примирительные процедуры. Но не это главное. Минэкономразвития, конечно, не мог оставить без внимания ситуацию, когда сплошь и рядом решения местных судов в ходе кассации полностью пересматриваются вышестоящими инстанциями: просто потому, что местные суды зачастую тесно завязаны на интересы местных же властей. Понятно, что это касается в первую очередь имущественных споров. Но решение этой задачи в министерстве предложено оригинальное. Предполагается, что жалобщик не сможет обращаться в вышестоящий суд сразу, без подачи апелляционного иска в суд того же уровня. И тем самым у вышестоящих судов работы станет меньше. Предполагается также установить категорию дел, по которым кассация вообще запрещена. Правда, это будут только мелкие дела, успокаивает г-н Попов.
Интересное решение готовится в налоговой сфере. Поскольку 70 процентов налоговых жалоб решается в пользу пострадавших, однако налоговые органы продолжают совершать ошибки, уже выявленные судьями, предполагается дать арбитражным судам право выносить частные определения по фактам нарушения закона налоговыми органами. Правда, детали этого любопытного механизма г-н Попов раскрывать не стал. Как и не дал он прямого ответа на вопрос, когда суд, например, Смоленской области потеряет право выносить решения о правомочности собрания акционеров, скажем, в Ханты-Мансийском автономном округе. "Это будет, когда будут внесены изменения в отдельные законодательные акты", - заявил он.
Вопросы общественного контроля за судами также получили в проекте целевой программы оригинальную трактовку. Так, предполагается создать 2200 интернет-сайтов судов общей юрисдикции и 13 сайтов арбитражей. Наконец, судьи должны будут декларировать свои доходы и имущество, от чего они по нынешнему законодательству освобождены.
Как говорят эксперты, скорее всего программу ждет суровая дискуссия в правительстве. Прежняя была почти столь же дорога, как новая, но зарплаты выросли. Вероятно, встанет вопрос, стоит ли тратить без малого 50 миллиардов на то, чтобы к 2011 году половина населения страны уверовала в торжество правосудия. Подчеркнем - именно "доверие" является главным индикатором исполнения программы. Это называется "ориентацией на результат".