06.09.2006 04:00
    Поделиться

    Правительство рассмотрит программу развития судебной системы

    Суть концепции ее разработчик, минэкономразвития, представил вчера журналистам. Зарплату судьям повышать больше не будут, зато дадут им квартиры, судебные заседания будут писать на пленку, а людям, недовольным решениями суда первой инстанции, запретят подавать кассационную жалобу без предварительного апелляционного рассмотрения дела. На эти и другие новшества минэкономразвития просит из бюджета 48,4 миллиарда рублей.

    Повод написать новую ФЦП вполне формальный - старая, рассчитанная на 2002-2006 годы, ценой в 44,9 миллиарда рублей выполнена. И даже перевыполнена - по программе, средняя зарплата судей должна составлять 28 600 рублей, в реальности - 59 200. Целью старой программы как раз и был рост благосостояния, и 75 процентов бюджетных денег на зарплаты и разошлось. Теперь иная задача: качество судейства должно стать лучше. Главный критерий - отношения к судам народа. Если сейчас только 19 процентов людей доверяют судебной системе, то в 2011 году таких должно стать 50 процентов, недоверчивых - 6 против нынешних 33-х. Ответственную задачу замера степени доверия министерство оставило себе вместе с соответствующим финансированием. Львиную долю финансового пирога поделят между собой судебный департамент при Верховном суде (32 миллиарда) и Высший арбитражный суд (12,9 миллиарда).

    Как следует из слов директора департамента правового обеспечения минэкономразвития Николая Попова, чтобы суды работали лучше, их надо разгрузить, во-первых, и сделать их деятельность более публичной, во-вторых. Эти две простые задачи, однако, предусматривают несколько нестандартных решений.

    Так, снижение нагрузки на суды должно произойти через широкое внедрение внесудебных и досудебных процедур, а также через так называемые примирительные процедуры. Но не это главное. Минэкономразвития, конечно, не мог оставить без внимания ситуацию, когда сплошь и рядом решения местных судов в ходе кассации полностью пересматриваются вышестоящими инстанциями: просто потому, что местные суды зачастую тесно завязаны на интересы местных же властей. Понятно, что это касается в первую очередь имущественных споров. Но решение этой задачи в министерстве предложено оригинальное. Предполагается, что жалобщик не сможет обращаться в вышестоящий суд сразу, без подачи апелляционного иска в суд того же уровня. И тем самым у вышестоящих судов работы станет меньше. Предполагается также установить категорию дел, по которым кассация вообще запрещена. Правда, это будут только мелкие дела, успокаивает г-н Попов.

    Интересное решение готовится в налоговой сфере. Поскольку 70 процентов налоговых жалоб решается в пользу пострадавших, однако налоговые органы продолжают совершать ошибки, уже выявленные судьями, предполагается дать арбитражным судам право выносить частные определения по фактам нарушения закона налоговыми органами. Правда, детали этого любопытного механизма г-н Попов раскрывать не стал. Как и не дал он прямого ответа на вопрос, когда суд, например, Смоленской области потеряет право выносить решения о правомочности собрания акционеров, скажем, в Ханты-Мансийском автономном округе. "Это будет, когда будут внесены изменения в отдельные законодательные акты", - заявил он.

    Вопросы общественного контроля за судами также получили в проекте целевой программы оригинальную трактовку. Так, предполагается создать 2200 интернет-сайтов судов общей юрисдикции и 13 сайтов арбитражей. Наконец, судьи должны будут декларировать свои доходы и имущество, от чего они по нынешнему законодательству освобождены.

    Как говорят эксперты, скорее всего программу ждет суровая дискуссия в правительстве. Прежняя была почти столь же дорога, как новая, но зарплаты выросли. Вероятно, встанет вопрос, стоит ли тратить без малого 50 миллиардов на то, чтобы к 2011 году половина населения страны уверовала в торжество правосудия. Подчеркнем - именно "доверие" является главным индикатором исполнения программы. Это называется "ориентацией на результат".

    Поделиться