07.09.2006 00:40
    Поделиться

    Как выжить музеям в глубинке?

    Очаги культуры в глубинке по-прежнему нуждаются в поддержке

    Давайте охранять

    Два года назад в Мстерском художественном музее была украдена старинная икона «Святой Николай Чудотворец» в серебряном окладе. За 32 года, что музеем руководит Валентина Позднякова, это единственная кража. Попытки были, но их удавалось пресечь. А тут вечером, когда научный сотрудник проводил экскурсию, икона была на месте, а утром ее не обнаружили. Как испарилась! Уголовное дело по факту кражи заведено, но приостановлено – не найдены виновные лица.

    С 2004 года музею приходится пользоваться услугами частного охранного предприятия. 1 апреля заключили с ним договор, а
    17 июня пропала икона. На вопрос, как такое объяснить, в фирме ответили: сколько платите, на столько и охраняем. За охрану двух зданий – музея и фондохранилища они берут 6503 рубля в месяц.

    Вряд ли изменится отношение к сохранности музейных ценностей и после известных событий в Эрмитаже и РГАЛИ.

    - Опыт подсказывает: как варились в собственном соку, так и будем продолжать, - говорит директор музея Валентина Позднякова. - Еще в 1996 году вышло постановление правительства о создании государственного каталога музейных фондов, согласно которому мстерский музей должен был занести свои фонды в электронный государственный каталог. Для этого нам должны были оказать помощь в приобретении средств электронной связи. Ведь в Законе Российской Федерации «О Музейном фонде РФ и музеях РФ» говорится: «Введение Государственной каталогизации Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры». Однако помощи не последовало. А год назад я послала заявку в Агентство по культуре и кинематографии, в которой просила для участия в создании каталога оборудовать два места в музейных фондах. Ждем!

    Свои чужие фонды

    Большинство руководителей музеев называют основной причиной проблем в своих учреждениях скудность финансирования. Меж тем финансирование Мстерского художественного музея увеличивается. За последние четыре года его бюджет вырос в три раза. А что изменилось реально?

    - Если в 2002 году нам выделили из райбюджета 237,6 тысячи рублей, а 21,4 тысячи музей заработал сам, то в прошлом году на нужды музея было направлено 705 тысяч рублей, а наш заработок составил 55 тысяч рублей, - говорит Валентина Позднякова.

    Но посмотрим на затраты. Половина этих средств уходит на коммуналку, половина - на зарплату, хотя она мизерная: у музейщиков в среднем не больше 3 тысяч, а у техперсонала - и того меньше. Например, зарплата смотрителя даже с областной надбавкой - 1099 рублей. В три раза меньше прожиточного минимума! А деньги необходимы и на командировки для музейных работников, и на учебу. Довольно много икон требуют реставрации, но в бюджете музея средства на нее не предусмотрены. Необходимо и пополнение фондов. В этом году, впервые за много лет, музей потратил 18 тысяч на закупку экспонатов.

    - Как ни печально, все преобразования в музейной сфере района проходили с минусами, - рассказывает директор. - Местный краеведческий музей был создан 5 октября 1919 года решением музейной комиссии посада Мстера и располагался на территории Богоявленского собора. А к 1954 году в Мстере был открыт еще один музей - художественный. Но к 60-м годам краеведческий музей расформировали. Часть экспонатов передали в вязниковский и во владимирский музеи. Видно посчитали, что для Мстеры это чересчур хорошо.

    В 1975 году музей вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и до 1989 года был его филиалом. Из-за этого до сих пор не поделены фонды. Не ясна судьба  предметов, приобретенных за 15 лет совместного существования. Музей-заповедник считает их своими.

    В мстерском музее есть зал местного уроженца – художника, реставратора древнерусской живописи, академика Федора Александровича Модорова. А экспонатов в этом зале нет. Немногие знают, что в 1919 году художник на базе бывшей иконописной школы создал во Мстере школу-коммуну – раньше, чем Макаренко. Туда свозили всех беспризорников, которые обнаруживали интерес к рисованию. В музеях страны, в том числе и в Третьяковской галерее, хранится не менее 400 его произведений. Работы, мемориальные документы и вещи художника его сестра передает мстерскому музею с целью, чтобы на его родине создали экспозицию.

    Но поскольку оформлены они документально Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, мстерскому музею, как филиалу, их передавали во временное пользование, а при разделе забрали. Ежегодно на фатьяновские праздники в Вязники приезжает дочь художника Марианна Федоровна и каждый раз спрашивает, почему не открыт зал Федора Александровича. Тем временем в Мстере осталось всего две его картины.

    Зачем поселку музей

    А и впрямь - зачем поселку Мстера с населением в 5 тысяч жителей свой музей с его проблемами? Может, действительно, маленьким музеям следует включиться в процесс централизации, уйти под крыло крупных музеев?

    У Мстеры, как у одного из четырех художественных промыслов в центре России (мстерский, палехский, холуйский и федоскинский), всемирная известность. Кроме иконописного, был развит ризочеканный и фольгоуборочный промысел, связанный с украшением иконописных образов. Здесь же родилась уникальная вышивка белой гладью по тончайшей белой хлопчатобумажной ткани, батисту или маркизету, похожая на причудливые морозные узоры на стекле. Чудо, что после революции 1917 года ни одно из этих направлений творчества не погибло.

    Местные художники-иконописцы нашли свое выражение в лаковой миниатюре. Их мастерство достигло такой высоты, что в 1937 году на парижской выставке работы пятерых мстерцев  получили золотые медали. На основе ризочеканного и фольгоуборочного  дела в 1925 году возникло ювелирное предприятие. Если из райцентра Вязников вышли 26 Героев Советского Союза, то из маленького поселка Мстера - 4 народных и 10 заслуженных художников России! Образно выражаясь, корнями в эту землю уходит и знаменитая на весь мир владимирская школа живописи. Но сегодня местный промысел, по словам Валентины Поздняковой, находится на грани исчезновения.

    - Я уже на протяжении 13 выпусков являюсь председателем государственной дипломной аттестационной комиссии Мстерского художественного училища имени Федора Модорова. И вижу, что мало кто из наших выпускников продолжает заниматься своей профессией и остается в родных местах. Второй год наше училище не выпускает вышивальщиц. Роль музея в этих условиях только возрастает.

    А ведь музей, выполняя миссию хранителя национальных культурных ценностей, мог бы послужить и материальному благополучию Мстеры. По словам Поздняковой, музей сотрудничает с турфирмами Гороховца, Владимира, Нижнего Новгорода. В музее разработали свой туристический маршрут. Турпродукт хороший, гости смотрят экспозицию как зачарованные. Но для приема туристов не хватает соответствующей инфраструктуры, попросту говоря, гостям негде спать. Чтобы получить отдачу, нужно сначала сделать вложения. А музей пока не имеет даже возможности заявить о себе. Компьютер появился там только полгода назад, а выхода в Интернет до сих пор нет.

       точка зрения

    Евгений Виноградов,
    глава Вязниковского района:

    - Помощь государства в сохранении музейных ценностей и памятников пока не ощущаем. Написано: «Памятник охраняется государством». А что дальше? Охрана - это средства. Недавно меня из Госдумы попросили предоставить цифры - насколько нас недофинансировали. Я даже боюсь их назвать. Законодательно должна быть четко прописана ответственность за охрану памятников культуры и искусства.

    И, тем не менее, мы понимаем: жалобами делу не поможешь, несмотря ни на что, район должен сохранять свое наследие. По мере возможностей мы расширяем местное музейное хозяйство. Не так давно создали Музей песни, сейчас ищем помещение под музей аэроклуба. Есть задумка создать музей советской эпохи. Забота о хлебе насущном не должна быть на первом плане.

    Поделиться