11.09.2006 23:50
    Поделиться

    "Ящик" как источник протестного раздражения

    Слава ПКРФ!

    Аббревиатура ПКРФ пока не слишком обиходна, но уж недолго ждать того дня, когда она станет столь же распространенной, как КПРФ и, может быть, как КПСС. Догадку эту я основываю на некоторых наблюдениях. Становится хорошим тоном благодарить и славить Первый канал. За все, за все и просто так за то, что он есть.

    Татьяна Тарасова благодарила и славила его за то, что он показывает мастеров фигурного катания (проект "Звезды на льду"). Иосиф Кобзон - за интерес к эстраде (проект "Пять звезд"). До этого ему кланялись кинематографисты за помощь в производстве фильмов и за их демонстрацию.

    И телезрители не должны ни на секунду забывать, что всем хорошим они обязаны ему же. Когда идет футбольный репортаж, то комментатор через каждые пять слов напоминает, что мы это видим только благодаря Первому. Когда транслируется какой-нибудь конкурс, то ведущий или ведущая при каждом удобном случае напоминает, что свет сошелся клином на Первом канале.

    Словом, прошла зима, прошло и лето, спасибо Первому за это.

    КПСС, между прочим, плохо кончила. Да и как не вспомнить трагикомическую притчу о хвастливой лягушке-путешественнице.

    Переключая каналы

    У раздувшейся от хвастовства телевизионной лягушки между тем проблемы. Если посмотреть среднесуточные доли каналов за август, то Первый уже не первый, поскольку уступил "второй кнопке" около полутора процента.

    Скорее всего это временная заминка на старте сезона. "Россия" вышла вперед за счет человечного сериала "Тайны следствия" с Анной Ковальчук в главной роли и спортивного шоу "Танцы на льду". В сентябре Первый предпринял массированную атаку на вершину рейтинговой пирамиды. Он пустился во все тяжкие, то бишь во все легкие - в развлечения.

    Вдогонку за ледовым шоу "Танцы на льду" бросился его клон "Звезды на льду". К этому было присовокуплено сочинское эхо юрмальской "Новой волны" - трехдневный фестиваль молодой попсы "Пять звезд". Вернулись в эфир "Большие гонки" с Дмитрием Нагиевым. На этой неделе возобновится "Большой спор" все с тем же Дмитрием Нагиевым.

    В номинации "желтая документалистика" Первый козырнул "Женской жестокостью". Сюда с некоторыми оговорками следовало бы отнести фильм про Нонну Мордюкову. Авторы вроде бы и со всем уважением к актрисе, и ее друзья и близкие к ней - со всем почтением, а нехороший осадок у меня как у зрителя, признаюсь, остался. Привкус неприятный. Скажу определеннее: привкус спекуляции на славе актрисы и драме ее болезни. Тот же самый привкус, что ощущался и в печально известной высоко рейтинговой ленте про Наталью Гундареву.

    Первый симптом спекуляции - это пенкоснимательство с драматической судьбы известного актера. Авторы бегут, как по кочкам, по тому, что на поверхности: успехи, неудачи, болезни, пикантные подробности личной жизни и т.д.

    Впрочем, можно было бы долго объяснять, почему тебя царапнул фильм про неукротимую Мордюкову, рискуя так ничего и не объяснить, если бы поблизости в эфире не оказались такие картины про больших артистов, как "Страсти по Солоницыну", "Александр Абдулов. Друг мой Палыч" (о Евгении Леонове), "Я не могу больше жить. Леонид Филатов". Это все другая степень заинтересованности в судьбе человека и другой уровень проникновения в нее.

    Значимым мне представился экскурс Леонида Млечина в судьбу Лени Рифеншталь (канал "ТВ Центр"). Хотя бы тем, что автор не поддался искушению пережевывать слухи о ее интимной связи с фюрером. Здесь он ограничился свидетельством самой Лени, сообщившей в недавно переведенной и изданной у нас автобиографии Рифеншталь, что у нее с Гитлером ничего такого не было. Главное в другом: в более глубокой связи спортсменки-красавицы Лени с нацистским магом и волшебником Адольфом в духовном сродстве.

    Автор программы попомнил своей героине и ее поздравительную телеграмму Гитлеру после блицкрига в Европе, и приглашение на премьеру "Триумфа воли", посланное ею отчаянному антисемиту группенфюреру СС Штрейхеру, впоследствии повешенному по приговору Нюрнбергского суда.

    Говорят, что суд времени - самый объективный суд. Может, это и так. Но, может, и это правило знает исключения. Лени Рифеншталь, несущая ответственность за идейно-художественное окормление коричневой чумы не меньшую, чем тот же Штрейхер, недавно ушла из жизни под аплодисменты наших современников. Она обманула наш век. Она отмылась. О чем, собственно, и речь в повествовании Леонида Млечина. А за рамкой кадра осталась тревога относительно неподкупного суда Времени: черт бы с ней, этой фавориткой фюрера с ее фашизоидными "Триумфами" и "Олимпиями", так ведь точно таким образом может отмыться и другая дама - националистическая идеология. И ее незабвенный кавалер - харизматичный Адольф.

    И все-таки так жить можно

    Стало хорошим тоном в кругу интеллигентных людей говорить о том, что ТВ они совсем не смотрят. Ну только разве что спорт и новости. Но едва заводишь разговор на какие-нибудь посторонние темы, как выясняется, что они в курсе того, что показывается, вещается и сообщается. Действительно, мода на телевизор прошла - и как на сосуд информации, и как на средство развлечения. "Ящик" сохранил свои позиции, пожалуй, как источник протестного раздражения.

    Интеллигентные люди сегодня не выносят телевизор и власть. Но поскольку власть далеко, высоко, а телевизор близко, в каждой квартире, да еще в нескольких экземплярах, то на него и выплескивается ярость благородная.

    ...А тут как раз вернулся в эфир дежурный по стране Михаил Жванецкий, чью прозу можно назвать энциклопедией как советского, так и постсоветского абсурда, автор бессмертной фразы "Так жить нельзя". Он только-только из Одессы, где отдыхал, размышляя. И размышлял, отдыхая. Он пришел к нам, чтобы сказать всю нелицеприятную правду о власти и одну непопулярную среди интеллигентных людей фразу.

    Фраза была такая: "Так жить можно!"

    Она верна по отношению и к сегодняшней жизни, и к нынешнему телевидению. Оно по-прежнему очень разное: самодовольное, совестливое, наглое, стеснительное. Временами кажется, что безнадежно больное. Временами мерещится, что пошло на поправку.

    Хотелось кончить колонку словами: время рассудит, но, памятуя случай с Рифеншталь, понимаешь, что судить "ящик" надо здесь и сейчас.

    Поделиться