Однако итог встречи был двусмысленный. И каждый может понимать его как угодно. Как заметил главный экономист Герман Греф, правительство по сути выполнило шесть из восьми поставленных нефтяниками условий. Оставшиеся два - создание биржи нефтепродуктов и введение дифференциации акцизов на бензин в связи с принятием стандарта евро-2, евро-3 - будут реализованы до конца года. Поэтому, полагает Греф, оснований для роста цен на бензин, подобного тому, который наблюдался последние два месяца, нет. "Констатируем стабилизацию цен на бензин и даже надеемся на некоторое их снижение", - пообещал он в присутствии главы "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова.
После того как с момента последней мартовской встречи Фрадков на время оставил нефтяных королей без опеки, цены на бензин резко поползли вверх: в августе они выросли на 5,4 процента, а в целом за восемь месяцев года бензин подорожал на 9,3 процента.
То есть если верить в то, что инфляция за этот период набрала лишь 7,1 процента, как утверждают правительственные чиновники, то, значит, бензин вырос темпами гораздо больше инфляции. Так что у главы правительства есть, что предъявить в качестве обвинений нефтяным олигархам.
Тем более что правительство не намерено менять прогноз инфляции на текущий год и как-то обеспечить ранее запланированный уровень инфляции, выраженный однозначной цифрой, как и просил президент. Правда, это будет уже не 9 процентов, но что-то вроде того и, видимо, близко к 10%.
В ходе совещания, посвященного обсуждению мер, направленных на обеспечение прогнозируемых темпов роста потребительских товаров, глава российского кабмина сообщил, что в первом полугодии динамика цен внушала оптимизм и была существенно ниже, чем в прошлом году. Однако за последние два месяца цены выросли на 0,9%, что в три раза выше, чем в июле - августе прошлого года. "Нас это не может не настораживать", - заметил премьер, указав, что "надо бы подразобраться, что не выполнено, почему, и серьезно спросить".
"Что вам сегодня не хватает, чтобы сдержать те обещания, которые вы давали при обсуждении этих вопросов ранее?" - обратился Фрадков к принимающим участие в совещании представителям крупнейших нефтяных компаний.
Как оказалось, не хватает многого, но из уже известного.
На "поведение" нефтяных компаний не повлияло ничто, в том числе и грозные предупреждения министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который совсем недавно, после резкого скачка цен, призвал представителей нефтяной отрасли сдержать темпы роста цен на бензин. Используя то ли предупреждение, то ли угрозу, Греф напомнил нефтяникам, что правительство пошло им навстречу и приняло закон о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В недрах его ведомства хоть и завис, но уже подготовлен законопроект о бирже нефтепродуктов. "Мы имеем полное моральное право потребовать от нефтяников реализовать договоренности по динамике цен на нефтепродукты", - убеждал главный экономист то ли себя, то ли своего шефа, то ли нефтяников, то ли президента.
В борьбу с растущими ценами вступил и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Правда, как оказалось, его ведомство бессильно в этой ситуации. Некого обвинить в картельном сговоре, поскольку ни одна из нефтяных компаний не занимает монопольного положения на рынке.
И почему-то никак не готово правительство применить такой положительный опыт США, где недавно принят закон, согласно которому в случае, если прибыль нефтяных компаний растет в разы и одновременно с этим компании повышают цены на бензин, то с них взыскиваются колоссальные штрафы. Видимо, на использование этого метода могут решиться только в США. Фрадков заметил, что "не хотелось бы применять административные рычаги, как это случилось в Америке".
- Не вынуждайте, а то можем пойти на эти меры. Не толкайте нас на это, - буквально умолял премьер нефтяников.
Надо заметить, что ситуация с бензиновыми ценами повторяется один в один с прошлогодней. Выросшие к концу уборочной кампании цены на бензин и дизтопливо после разговора с премьер-министром нефтяники вроде бы пообещали стабилизировать. Причем как раз этот шаг иначе как монопольным сговором назвать трудно. Но, видимо, когда это действует положительно, на это можно и закрыть глаза. Хотя вчера же вне стен Белого дома начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович высказал определенное недовольство подобными "сговорами". Он сказал, что, если правительство действительно хочет снизить цены на бензин, оно должно уменьшать налоги.
В общем, несмотря на разговоры и уговоры, бензин не дешевеет. Зато нефтяники, придя в Белый дом, вновь озвучили премьеру собственные пожелания. В свое время глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству предложил отменить НДС на импорт оборудования для нефтехимической отрасли. Он обосновал свое предложение тем, что именно этот налог является первопричиной роста цен на бензин. Вчера Вагит Алекперов снова вернулся к этой теме - предложил как можно скорее отвязать НДПИ от мировой цены на нефть, а то получается, что вне зависимости от того, сколько нефти продается на внутреннем рынке, платить приходится так, будто вся нефть идет на экспорт. Соответственно эти издержки и закладываются в бензиновые цены. За последние полтора года налоговая нагрузка на нефтеперерабатывающие заводы увеличилась с 28 до 53 процентов. Но несмотря на уговоры, твердого решения немедленно отвязать НДПИ от мировых цен на нефть вчера принято не было.
Хотя НДПИ еще является, по сути, инструментом стерилизации денежной массы. Последние полтора года Центробанк прикрывался позицией минфина, который считал, что единственным инструментом стерилизации является Стабилизационный фонд. Однако за последние дни Алексей Кудрин уже успел сменить твердую позицию, говоря, что, по его расчетам, Центробанку удалось дополнительно стерилизовать 235 миллиардов рублей. Цифра не маленькая, но, по расчетам главного финансиста, ЦБ может вдвое увеличить масштабы стерилизации. При таком подходе может быть задействована и фискальная роль НДПИ.