14.09.2006 01:20
    Поделиться

    В Воронежских школах не хватает не только учителей, но и учеников

    Кнопки под раздачу

    От пожаров школы вроде бы защитили. Это позволила сделать программа безопасности образовательных учреждений, разработанная в мэрии еще в 2002 году. Ее смысл был в том, чтобы через пять лет во всех школах была установлена автономная противопожарная система. И, что греха таить, в ту пору программа многим казалась несбыточной: найдет ли город, бюджет которого всегда был откровенно беден, деньги для безопасности? В первые два года сомнения еще более окрепли, потому выполнить удалось только 15-20 процентов намеченного объема работ. Наверстывали упущенное время в прошлом году и в нынешнем. Из 120 образовательных учреждений сначала 53 обзавелись системой, а ныне и оставшиеся 46 школ догнали остальных. Сочли, что это и есть самое главное, что могут взрослые сделать ради безопасности детей, и экономить нет смысла. "А уж замена огнетушителей, тренировочные эвакуации, ремонт, в случае необходимости, противоаварийных систем оповещения - все это будет исполняться по ходу дела, - говорит начальник отдела образования города Павел Бондарев.

    К слову, по этой же программе безопасности заодно установили во всех школах и детсадах еще и "тревожную кнопку". Тоже не пустяк - благодаря срочным вызовам, милиции уже не раз удалось оперативно утихомирить хулиганов, вздумавших забрести в школы и покачать там права.

    "Новая задача, - продолжает Павел Иванович, - поставить в школах установки для видеонаблюдения. Надеемся в половине школ смонтировать новинку в этом учебном году, а остальные - в  будущем. 40 школ, кстати, установками обзавелись. К сведению налогоплательщиков, все это делается только на муниципальные бюджетные деньги".

    Первоклассный дефицит

    Все новое, как известно, всегда начинается с хорошим настроением и надеждой на позитив. Не исключением стал и очередной учебный год для учителей, родителей и учеников. Впервые за девять минувших лет воронежские строители сдали новую школу на 850 мест в самом окраинном микрорайоне города - в Отрожке. Да и в прежних классы за лето побелены и покрашены, стулья и парты установлены по росту, книги в портфелях и ранцах тоже есть - все, стартуем! Но, оказывается, 1 сентября стал Днем знаний с большой буквы далеко не для всех. Сегодня никто не скажет, сколько ребят не учатся. На первый взгляд, в такое трудно поверить - все-таки сказывается прошлое знание о всеобуче, когда мимо учителей не пропускался ни один ребенок, достигнувший школьного возраста. А ныне нет всеобуча, и дети "трудных" родителей, напрочь забывших свои святые обязанности по воспитанию чад, сквозь пальцы смотрят на прогулы, а порой и сами поощряют бродяжничество сыновей и дочек. К тому же сегодня у многих семей идут сложные миграционные процессы приживания на новых местах, и взрослым снова не до учебы детей. А еще бывает, что у неимущих родителей не достаточно денег, чтобы собрать ребят в класс и купить учебники. Кстати, социальные педагоги многих школ методом поквартирного обхода микрорайонов пытались выяснить, сколько детей не сели за парты. Но ничего из этой затеи не вышло - в иных квартирах и дверь не открывали, хоть обстучись. Соседи пожимали плечами: ничего, мол, не знаем. Одним словом, хоть в розыск пропавших детей заявляй. Где они, не появившиеся ни первого, ни второго сентября?

    Число учеников неуклонно сокращается: каждый год их становится на три школы меньше

    Так или иначе, число школьников неуклонно сокращается. Но не только за счет тех, кто оказался за стенами образовательных учреждений. Не менее тревожна и непривычна ситуация с дефицитом детей школьного возраста, о которой немало сегодня говорится и пишется. Как пояснил Павел Бондарев, деток каждый год становится на три школы меньше. Вот нам и пресловутая демографическая яма.

    Бутерброд в профиль

    Кормить школяров города стали с 4 сентября. Проблем, как выяснилось, пока нет. За счет бюджета полагаются 10-рублевые завтраки и 15-рублевые обеды. В начальных классах всем детям поровну - как из бедных, так и состоятельных семей. Подросткам с пятого класса бесплатное питание положено уже не всем - только из малоимущих семей. Из самолюбия некоторые из этой категории ребят даже в сторону столовой принципиально не смотрят, а жаль - разносолов особых там не дают, но кормят свежим и горячим, что полезнее, чем бутерброды.

    Спрос за качество продуктов стал намного выше. Суррогаты в виде сарделек и сосисок уже не проходят. Повышенными в этом году были требования и к отбору претендентов на организацию питания школьников. Мало того, что был конкурс, так еще и управление Роспотребнадзора заранее потребовало для сравнения меню сбалансированного питания на 10 дней. У кого лучше получилось, те организации и выиграли тендер.

    Надзорные органы, по словам руководителя городским образованием, в этом году подходили к подготовке школ к учебному году очень требовательно. Специалисты Роспотребнадзора по расписанию занятий проверяли учебную нагрузку. Врачей можно понять - из школ выходят только 10 процентов относительно здоровых детей. Не случайно они требуют снижать тяготы образовательного процесса. С переходом с 9 класса на предпрофильное обучение, собственно, так и происходит: если ученик выбрал математический класс, то для него сокращается число уроков по гуманитарным предметам. Уклон идет на более глубокое изучение профильных - математики, физики или химии. И наоборот. Такая практика вводится не только в российских школах - весь мир предпочел более прагматичное обучение детей согласно их склонностям и будущим специальностям.

    Тишина в учительской

    В эти дни 69 лучших учителей Воронежа получат правительственные гранты за мастерство в размере 100 тысяч рублей. 16 школ стали номинантами солидной премии в 1 миллион. Это все явления новейшей педагогической истории. Впервые почти за сто лет стоимость мастерства учителя оценена так высоко. И, похоже, это только первые шаги, сделанные страной для педагогов. Школы уже знают, куда потратят крупные суммы. Как сказал Павел Бондарев, решили приобретать самое необходимое - недостающие компьютеры, мультимедийные установки, новые интересные книги, хорошие учебники и так далее.

    Из серьезных проблем будничной школьной жизни выделяется еще одна, крайне важная: нет притока молодых талантливых учителей. 60-70 процентов педагогов, того и жди, уйдут на пенсию, и тогда может наступить что-то вроде гуманитарной катастрофы. С каждым годом только углубляется проблема дефицита преподавателей иностранного языка. Их исправно выпускают педвузы области и университет, но девушки упорно не хотят работать по специальности, прежде всего, из-за смешной зарплаты в 3 тысячи рублей. И никакие целевые привязки им не мешают ходить на работу мимо школ.

    Между тем

    Свой "черный" список школ вполне могли бы составить и обнародовать специалисты территориального управления Роспотребнадзора по Орловской области. Как говорит заместитель руководителя управления Александр Румянцев, из-за многочисленных нарушений санитарного законодательства дети за время учебы в школе существенно подрывают свое здоровье. Так, проверки выявили нарушения установленных норм освещения в учебных классах, что крайне негативно влияет на зрение учеников. А недостаток ростовой мебели пагубно сказывается на осанке детей. По словам Александра Румянцева, сейчас в классах практически нет специализированных ростовых парт для учащихся младшего возраста.

    Поделиться