Российская газета | Еще несколько недель назад Вашингтон объявил о том, что в самое ближайшее время иранское ядерное досье будет вновь рассмотрено в Совбезе. Но пока этого так и не произошло.
Виталий Чуркин | Несмотря на все сложности контактов с Ираном, пока продолжает торжествовать линия, фактически навязанная Россией другим участникам переговорного процесса. Для того чтобы иранский вопрос был снят с повестки дня Совбеза ООН, необходим конструктивный ответ Ирана на пакетное предложение "шестерки".
И хотя Тегеран не уложился в предписанный Совбезом срок - до 31 августа, не без нашего участия все же превалирует дипломатический подход к решению иранской ядерной проблемы. Продолжаются контакты верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани.
Цель диалога - не довести дело до обсуждения санкций в отношении Тегерана в Совете Безопасности ООН и продвинуться к решению по иранской ядерной программе таким образом, чтобы это привело к укреплению режима нераспространения ядерного оружия. Те встречи, которые состоялись на этой неделе в Нью-Йорке, дали дополнительное время Солане для продолжения переговоров с иранцами.
Правда, американцы пытаются в разных форматах все же поднять вопрос о санкциях. Но до сих пор эта работа велась ими за рамками Совбеза ООН. Дело в том, что в действительности очень мало желающих участвовать в разговоре на эту тему в предложенной Вашингтоном тональности.
РГ | Лига арабских государств предложила созвать Всеобъемлющую конференцию по ближневосточному урегулированию. США и Израиль выступили против этой инициативы. Однако на состоявшемся в прошлый четверг заседании Совбеза большинство его членов в категорической форме поддержали предложение ЛАГ. Насколько Совбезу удалось смягчить позицию США и Израиля?
Чуркин | Действительно, Израиль, а вслед за ним и США, считают, что переговоры по ближневосточному урегулированию должны вестись в узком кругу. Максимум, на что они пока идут, так это на участие "квартета" в выработке компромиссных решений.
На минувшей неделе это негативное отношение Израиля к широким форматам, в том числе и в рамках Совбеза ООН, проявилось в том, что министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни не пришла на заседание Совета Безопасности. В свою очередь, представители арабских государств, о чем мы предварительно и договаривались, проявили себя на заседании Совбеза исключительно конструктивно. Фактически не было никакой критики в адрес Израиля.
Израильтяне должны понять: использование разных средств и методов продвижения политического процесса отвечает их интересам. Дальнейшее игнорирование Совбеза и отказ от предложения о созыве конференции со стороны Тель-Авива вряд ли оправданно.
РГ | В конце года истекает срок полномочий Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Когда мир узнает имя нового Генсека ООН?
Чуркин | Сейчас этого точно никто не скажет. Только после 28 сентября о перспективах избрания нового Генсека ООН можно будет говорить с некоторой степенью уверенности. Именно на этот день запланировано третье индикативное голосование. На нем, судя по всему, впервые постоянные члены Совбеза будут голосовать бюллетенями другого цвета, отличающегося от цвета бюллетеней непостоянных членов.
Это позволит узнать, появился ли среди кандидатов лидер, который устраивает всех постоянных членов Совбеза. Временных рамок в данном случае не существует. Ранее разговор шел о том, что хорошо было бы определиться с кандидатурой в течение октября.
РГ | О необходимости реформирования ООН говорится уже не один год. Правда, дальше горячих споров дело пока не пошло.
Чуркин | Я бы так не сказал. Реформа ООН очень многогранна. Пока "кругами ходят" в основном относительно реформы Совета Безопасности. Что же касается остальных аспектов реформы, то, на мой взгляд, процесс движется в правильном направлении. Скажем, создан Комитет по миростроительству. Начинает работать Совет по правам человека. ООН активно подключалась к антитеррористической борьбе. Был принят ряд решений по тому, как будут функционировать механизмы ООН.
Принципиальная позиция России заключается в том, что ООН должна оставаться межправительственной организацией. ООН не может быть, и мы не позволим ей стать некой бюрократической суперструктурой, куда некоторые наиболее влиятельные страны будут проталкивать своих людей и за счет этого пытаться руководить миром.