Правда, называться тимуровское движение теперь будет на новый лад - детско-ветеранским. Действительно, для того чтобы оставить прежнее (более привычное для людей зрелого поколения) название этого вида патриотической общественно-полезной деятельности, надо быть по крайней мере уверенным, что подрастающее поколения в массе своей знакомо с произведением Гайдара. Однако здесь как раз есть большие сомнения - особенно, если учесть, что настольная книга советских пионеров "Тимур и его команда" сегодня не входит в обязательную школьную программу.
По словам директора регионального Центра гражданского и патриотического воспитания Галины Росляковой, за десять лет "безвременья", когда патриотическое воспитание было фактически в загоне, выросло целое поколение, для которого слово "Родина" потеряло священный смысл. И сегодня важно "не упустить" нынешнее юношество: "Дети как губка впитывают все, что видят и слышат: негативную информацию из телевизора, игровые клубы и дорогие иномарки и прочие атрибуты успешной жизни, в которой мало место духовному и патриотическому. Педагогам совсем не просто работать в таких условиях".
Таким образом, идеология программы "Береги тех, кто жив. Помни тех, кого нет" - это хорошо забытое старое. Да и сами запланированные мероприятия - из разряда полезных пионерских дел. Как то: "организация акций, посвященных памятным датам отечественной истории, шефство над воинскими захоронениями, запись на видеопленку воспоминаний ветеранов о пережитом, об увиденном, о военных и трудовых подвигах, пополнение школьных музеев новыми материалами, выявление людей, нуждающихся в помощи и так далее".
Сможет ли это начинание оформиться в полноценное самодостаточное движение? По мнению доцента кафедры психологии Воронежского госуниверситета, эксперта в области игровых технологий Игоря Романова, сегодня возрождение тимуровского движения - дело достаточно проблематичное: "Это движение было морально устаревшим с момента его возникновения. Что такое команда Тимура? Это группировка пацанов, которая, соревнуясь с другой группировкой под руководством Фигуры, старалась быть максимально успешной. Повесть Гайдара, таким образом, реализовала модель подросткового тренинга. Что сделали потом наши педагоги? Заявили: главное - не соревноваться, главное - помогать пожилым. И были неправы: ведь подросткам интересно поставить бабушке на порог молоко, спрятаться и увидеть, как она удивится этому "чуду". Впрочем, могло быть и другое: подросток пишет на заборе матерщину - и, опять же, радуется возмущению бабушки. То есть, имея в виду механизмы, детям все равно, чем удивлять взрослых, но задача педагогов, используя эти механизмы, направлять подростковую активность в нужное русло. Вместо этого сам механизм отбросили, оставив "правильную" социальную сторону: давайте просто разносить молоко. Так интересная игра стала скучной "обязаловкой". Что касается встреч с ветеранами: оставшихся в живых участников войны сегодня превратили в "музейные экспонаты". К тому же 85-летний дедушка не всегда может интересно, живо и в красках, рассказать о том, что происходило на войне. Сегодня встреча с ветеранами - это скорее забота о самих ветеранах. Но есть другие люди, которые воевали сравнительно недавно - в Афганистане или Чечне. Их и надо привлекать для общения с молодежью. Нельзя воспитывать только на отдаленных исторических фактах, игнорируя при этом ту историю, которая происходит здесь и сейчас. В деле воспитания подрастающего поколения одинаково важны форма и содержание. А значит, что у нас в любом случае должна быть мощная идеологическая платформа, без которой не будет четкого понимания, кто такие "наши" и что мы все вместе, живущие в этой стране, защищаем. Без этого понимания все технологии воздействия окажутся бесполезными".