Данное решение было принято по рекомендации Федерального ведомства криминальной полиции, которое посчитало, что определенные сцены оперы могут ранить чувства мусульман. И даже спровоцировать бунт исламской общины в Берлине, которая насчитывает три миллиона человек.
Кому и чем же насолил Моцарт? На самом деле проблема не в нем и не в его трехактной опере, впервые представленной на сцене мюнхенского Резиденц-театра почти 250 лет назад. Опера повествует о печальной истории царя древнего Крита, который по возвращении с Троянской войны вынужден принести в жертву собственного сына.
Ни сюжет, ни музыка не вызывают у мусульман никаких особых чувств, однако современная интерпретация оперы некоторым весьма не понравилась. Дело в том, что в эпилоге спектакля царь Крита выходит на сцену с мешком, в котором находятся головы Будды, Посейдона, Иисуса Христа и Мухаммеда, которые герой торжественно демонстрирует публике. В оригинале оперы Моцарта, написанной по мотивам древнегреческой мифологии, этой сцены, естественно, быть не могло.
Христиане и буддисты проигнорировали финал с мертвыми головами. А вот мусульмане возмутились. Они организовали несколько акций протеста еще в декабре 2003 года, когда в "Дойче Опер" давалась премьера этой постановки, а во время представления учинили даже драку в зале.
Режиссеру Нойенфельсу было предложено изменить сцену с головами, но он отказался, поскольку убежден в том, что никто из основателей мировых религий не принес подлинного мира человечеству.
На этот раз за дело, похоже, взялись исламисты-радикалы. Узнав, что через три года театр вновь собирается ставить скандальную оперу, они пригрозили взорвать здание, если руководство посмеет оставить ее в плане. Руководство не посмело. Афиши еще приглашают зрителей на скандальную постановку, актеры репетируют, но представление уже отменили.
В заявлении руководства театра говорится: "Мы помним, какие последствия вызвала публикация карикатур на пророка Мухаммеда, и считаем, что к таким вещам нужно относиться очень серьезно". Глава Исламского совета страны Али Кизилкая поддержал это решение. А вот многим немцам такая гражданская сознательность театрального руководства оказалась не по душе.
С острой критикой решения руководства театра выступила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Она указала, что нельзя отступать все дальше из-за страха перед готовыми к насилию радикалами. "Самоцензура из-за страха недопустима", - заключила Меркель.
Против решения об отмене высказался и мэр Берлина Клаус Воверайт. "Идеалы терпимости и свободы должны воплощаться в жизнь в наступательной манере. А тем, кто воюет против наших ценностей, самоограничения дают понять, что мы не способны защитить свои права", - заявил он. Подобным же образом высказался и министр внутренних дел Германии Вольфганг Шойбле. Рекомендацию отменить представление, сделанную его же подчиненными, министр назвал неприемлемой и смешной.
Похоже, европейские политики окончательно перепутали исламский мир с исламскими экстремистами. Активный напор радикалов, которые представляют собой ничтожное меньшинство мусульман, в Европе отождествляют с мнением всех людей, исповедующих ислам. Не желающие себе лишних хлопот элиты Старого Света стараются не думать о том, что никакие уступки не позволят им договориться с исламскими экстремистами. Последним нужны не уступки - им нужна гибель западной цивилизации.
Комментарий |
Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике:
- Ситуация с отменой оперы "Идоменео" соответствует нынешней ситуации в Европе, которая хочет быть политически корректной и отстаивать свою мультикультурность. Некоторые круги в Германии, например зеленая партия, хотят предоставить исламу такой же статус, который имеют традиционные христианские религии.
В элитах Европейского союза долгое время считалось, что с исламом можно выстроить общую европейскую цивилизацию. Но никто в Европе не заметил, что исламские общины за последние годы бесконтрольно росли и радикализировались. Их очень сложно интегрировать в западное общество, потому что на мусульманских детей большее влияние оказывают их родители, нежели учителя в школах. Власти не представляют, как можно внедрить в мусульманские группы толерантность и либеральные ценности.
Ситуация усугубляется тем, что мусульмане живут на Западе в тяжелом материальном положении из-за высокого уровня безработицы.
Европейцы шокированы тем, что исламские общины ведут себя как в средневековье. Мусульмане устраивают бунты в городах Европы из-за публикации карикатур на Магомета. Когда двадцать лет назад иранские муллы приговорили живущего в Англии писателя Салмана Рушди к смертной казни за насмешки над Магометом, на Западе это расценили как проблему самого Ирана. Теперь же подобные смертные казни объявляются уже внутри Европы, как это было, например, с директором берлинской оперы, что, естественно, нагревает ситуацию.
В июле этого года во время чемпионата мира по футболу два молодых ливанца-исламиста чуть не взорвали два поезда в Германии. Они объясняли эти действия как реакцию на ущемление ислама на Западе. Европа не знает, что делать. Мирный диалог о толерантности результатов не дает.
Европе приходится осознавать, что внутри ее цивилизации появилась параллельная исламская субцивилизация, которая становится все мощнее и мощнее. А выходцы из исламских стран в третьем поколении более радикально настроены, чем их деды, которые приехали на Запад лишь по материальным соображениям. В будущем, по-видимому, исламские организации будут добиваться для себя больше политических прав.
Некоторые критики считают, что сложившаяся ситуация в Европе является следствием бездуховности общества. Запад теряет традиционные убеждения и религиозные ценности. Люди живут сегодняшним днем. Европа поглощена духом материализма. Разница в мировоззрении мусульманских общин и традиционного европейского населения растет с каждым днем. Мусульмане чувствуют себя отверженными от участия в большом глобализационном проекте нового мирового порядка. Они отвергают от себя западные либеральные ценности, которые кажутся им бездуховными и бесперспективными. Мусульмане погружаются в свою религиозность и часто превращаются в фанатиков. Это явление можно характеризовать как беспомощную реакцию, как комплекс неполноценности. Но изменить среду, в которой живут мусульмане, практически невозможно.
Сейчас интересным является то, как мусульманские общины воспримут отмену оперы "Идоменео". Если как победу над западным миром, то в будущем они могут угрожать терактами в ответ на постановку других старых традиционных спектаклей, где вскользь будут упоминаться исламские ценности. Тогда можно будет говорить о страшных конфликтах, в которых Европа увязнет на десятилетия.
Я считаю, что директор оперы поступила неправильно, отменив премьеру. Есть западная культура, есть западные ценности, которые выходцы из исламских стран должны уважать. Если они живут в Германии, они должны принять местные законы и правила. То, что мусульмане насаждают радикальные формы ислама в Европе, является вызовом западному обществу.
Но Запад не может отказаться от своей политкорректности, потому что она лежит в основе фундамента, на котором построена толерантная европейская цивилизация. В будущем будет усугубляться противостояние цивилизаций внутри Европы. Пессимисты утверждают, что победит демографический фактор.
Подготовила Надежда Сорокина