03.10.2006 00:00
    Поделиться

    Новоявленные "шекспиры" оправдали палача

    В пушки заряженные

    В эфире от недели к неделе на НТВ идет цикл передач, посвященный кремлевским женщинам. Мы уже знаем, как не просто было Надежде Константиновне Крупской делить с Инессой Арманд тело и дело Ленина, какой трагедией кончился брак Надежды Аллилуевой с товарищем Сталиным. В минувшее воскресенье авторы цикла поведали, в каком ужасном положении находилась супруга наркома Молотова, оказавшаяся на нарах при живом муже в Политбюро. В следующее воскресенье станут известны перипетии сожительства Лаврентия Берия с его избранницей. А дальше, наверное, нам покажут и расскажут, как Клим Ворошилов выхватил шашку, когда за его женой пришли энкавэдэшники, и обратил их в бегство.

    И на канале ТВЦ идет цикл о женщинах, находившихся в романтических отношениях с сильными мира сего. Там тоже фигурировала Крупская, но там была еще и подруга Гитлера - Ева Браун.

    Это не все. Не первый сезон идущий в эфире НТВ документальный цикл "Следствие вели", рассказывающий о криминальных эксцессах при советской власти, добрался до будуаров, находящихся за Кремлевской стеной.

    Сам цикл в принципе небесполезен; он хоть как-то развенчивает распространенные сегодня мифы о некоррумпированности советской милиции, о ее легендарной эффективности в борьбе с преступным миром, о каком-то сверхъестественном профессионализме компетентных органов.

    ...Берется какое-нибудь "дело" (из тех, что называются "громкими") и показывается, как долго и как неуклюже оно распутывалось. Истории эти выглядят не столь увлекательными, как в художественном кино. Потому авторы с помощью Леонида Каневского, которого мы все еще помним, как майора Томина, нагнетают в рекламных паузах действие, обещают сенсационные разоблачения. Но без любовной интрижки звездного персонажа криминальная интрига кажется сухой, пресной, и генерал-майор Томин (это я так думаю, что у него сейчас такое звание - лет-то сколько утекло) взялся за постельные тайны сталинских наркомов. Иными словами, принялся шершеить ля фемину.

    Результат превзошел все ожидания. Сразу вся хорошая история сталинского периода предстала в ином свете.

    Во-первых, своего дорогого товарища и старого друга Мироныча (Кирова) Коба (Сталин) убрал, потому что заподозрил в близости к своей Надюше - она пару раз после ссор с мужем-вождем ездила в Ленинград и останавливалась у соратника Сергея.

    Во-вторых, та же ревность к жене могла стать причиной ареста другого дорогого друга и старого товарища Николая Бухарина, с последующим его расстрелом. И своего родственника Енукидзе он, будучи уже вдовцом, прикончил из ревности к своей тайной жене, подавальщице Валюше Истоминой.

    Жена Поскребышева, верного секретаря вождя, села, потому что не ответила взаимностью Берии. В пандан к этому авторы цикла про кремлевских жен прозрачно намекнули, что супруга Молотова, будучи всю жизнь верной законному мужу, втайне была влюблена в товарища Сталина.

    Изюминка же в "следствии", которое провел повышенный мною в звании народный любимец душка Томин, любовный треугольник: Сталин, его личная официантка Валюша и охранник вождя Власик. Последний мало того, что зарвался и проворовался, так еще изнасиловал любимую девушку отца народов. В сюжете фигурировала оренбургская шаль, которой укрыла простая русская комсомолка выпускница медицинского техникума великого Иосифа, когда тот простудился. Она его согрела, и наутро он проснулся совершенно здоровым. То была шаль верности, а не платок подозрения.

    Чудесный грузин не задушил свою Дездемону; он ее посадил в "Бутырку", потом понял, что не может без нее, и велел доставить обратно.

    ...Господи, почему следователь Томин (а также автор этих строк) не Шекспир? На худой конец не Проханов? Какой сюжет пропадает!

    Впрочем, Шекспир с Прохановым, кажется, отыскались. Кое-какие основания думать так дает двухсерийный фильм "Смерть Сталина. Последний свидетель", показанный минувшей субботой в эфире канала ТВ-Центр.

    Возвращенец Сталин

    Фильм начинается с высокой ноты: симфонический оркестр, музыканты в черных фраках, поблескивающие инструменты... Дирижер взмахнул палочкой, и пошла-поехала двухчасовая величальная во славу вождя с песнями полувековой давности типа: "Мой Сталин любимый, родной человек", с некоторыми подробностями, впрочем, давно и широко известными, много раз пережеванными.

    Хотя нам, зрителям, в анонсах было обещано нечто эксклюзивное. Нам был обещан "последний свидетель" из тех, что дожили до наших дней, смерти "величайшего человека".

    Свидетель предъявлен. Это генерал-майор Новик, сменивший на посту начальника сталинской охранки генерал-лейтенанта Власика. Он неплохо сохранился, но ничего нового не рассказал. Ну, разве что изложил случай, подтверждающий общеизвестное - степень параноидального страха хозяина перед покушением. Это когда вождь потребовал ехать новой дорогой на дачу. Поехали и застряли в каком-то сугробе. И пока охрана расчищала дорогу, товарищ Сталин все время повторял одно: его хотят поставить под пулю.

    Еще припомнил, как генералиссимус ругал Молотова за то, что он под французский шартрез чуть не продал Крым евреям.

    Со времен печально известного документального фильма Василия Пичула "Сталин. Некоторые подробности частной жизни" ничего подобного я не видел.

    Справедливости ради надо сказать, что пичуловская картина была лишена идеологической подоплеки. В ней не отрицалась палаческая роль в истории товарища Сталина. Ну да, подписывал длинные расстрельные списки так, что рука отсохла, но ведь был и заботливым до трогательности семьянином.

    Но здесь новоявленные шекспиры с прохановыми делают вид, что этот палач чист перед Богом.

    ...В одном из памятных выпусков "Русского взгляда" поэт Станислав Куняев в своем стихе о вожде позвал покойника на царство.

    Там же нам показали какого-то скульптора, который из воска слепил мумию лежащего в гробу генералиссимуса, этого спящего красавца.

    Значит, есть что при случае внести в Мавзолей. Ну а теперь создана и идеологическая база.

    ...Есть в ленте ТВ-Центра пример иезуитства, которому позавидовал сам Сталин. В кадре Тихон Хренников рассказывает, как в день смерти Сталина советские газеты отказались напечатать некрологи о кончине действительно гениального человека - композитора Прокофьева. Как хоронили его таясь. Но зато теперь в этом величальном фильме Прокофьеву, у которого была отнята дата смерти, предоставлена честь сыграть в честь палача миллионов людей.

    Поделиться