Аналитики центра провели исследование последствий для экономики России так называемого "торгового шока" от резкого снижения стоимости нефти марки "Брент" до 25 долларов за баррель, что примерно соответствует ценам конца девяностых годов прошлого века в 10-12 долларов за баррель. Они также спрогнозировали поведение вкладчиков коммерческих банков в условиях банковского кризиса, проведя опрос среди клиентов московских и екатеринбургских банков, имеющих вклады не менее 15 000 рублей.
Исследование показало, что вкладчики коммерческих банков вполне предполагают дефолт или банковский кризис, "который рано или поздно произойдет, но не в ближайшие два года". Практически все выразили мнение, что до 2008 года банковского кризиса не будет, а вот за пределами этого срока он вполне возможен, а то и неизбежен.
По мнению опрошенных, ключевая проблема сохранения их средств в случае возможного кризиса состоит в том, чтобы заранее его предугадать. В этом случае их решение будет однозначным - срочное изъятие денег. А когда кризис и сопутствующая ему паника станут реальностью, то спешить уже не стоит, возможно, посчитают вкладчики, что все утрясется, "либо банк устоит, либо можно надеяться на получение страховки".
Признаками возможного кризиса и сигналом к тому, чтобы забирать свои деньги, вкладчики назвали: падение цен на нефть или курса доллара, рост инфляции и политическую нестабильность в стране, закрытие одного или нескольких банков, а также сообщения в СМИ о том, что дефолта не будет. Кстати, само обсуждение возможности банковского кризиса уже заставило насторожиться некоторых вкладчиков, которые до того мало задумывались над этим вопросом.
Тем временем анализ Центра стратегических разработок свидетельствует, что при значительном снижении цен на нефть российскую экономику ожидают нелегкие времена. Как показали расчеты, можно ожидать падения ВВП, ускорения инфляции, сокращения инвестиций, значительного оттока капитала за рубеж и девальвации рубля. Пока же по некоторым позициям можно наблюдать ровно обратную картину.
Дефицит федерального бюджета достигнет значительных размеров, считают эксперты. В таких отраслях, как производство оборудования, стройматериалов, строительство и услуги на рынке недвижимости, спад будет очень сильным и приведет к неплатежеспособности многих компаний. В банковском секторе будут наблюдаться кризисные явления, связанные с повышением доли "плохих" кредитов и недостатком денежных средств в результате паники среди кредиторов банков.
По мнению аналитиков, дефицит федерального бюджета составит порядка 1,5-2,5 процента ВВП, таким образом, он будет выше, чем в 1998 году, но возможности его финансирования за счет Стабфонда и рыночных заимствований помогут избежать ухудшения макроэкономических показателей.
Однако сравнительно безболезненное финансирование бюджетного дефицита будет возможно лишь при условии проведения ответственной бюджетной и кредитно-денежной политики правительства. Такая политика, в частности, предполагает своевременную, задолго до исчерпания золотовалютных резервов, девальвацию рубля, проведение политически приемлемых мер по сокращению расходов бюджета, переход Центрального банка к кредитным механизмам увеличения денежной массы, а также своевременное его вмешательство в случае появления признаков банковской паники и связанного с ней кризиса ликвидности.
Впрочем, полученные исследователями результаты свидетельствуют, что последствия кризиса для экономики все же будут менее тяжелыми, чем в 1998 году. Тогда ситуация осложнялась долговой нагрузкой на государственные финансы, а также слишком маленьким объемом золотовалютных запасов. В настоящее время накопленный запас прочности в экономике, наличие Стабилизационного фонда, незначительный государственный долг (прежде всего внешний) и большой объем резервов Банка России позволят пройти через ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры без серьезных потрясений.
В частности, российская финансовая система готова выдержать больший дефицит федерального бюджета, чем это было в 1998 году, и правительство имеет возможность достаточно безболезненно сократить его. Аналитики центра отмечают, что впервые за последние 30 лет у России появляется шанс пройти очередное падение цен на нефть без катастрофы. Однако, чтобы им воспользоваться, от властей требуется проведение жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики. Причем даже некоторое ослабление бюджетной политики либо отход от жестких принципов проведения денежно-кредитной и валютной политики запросто могут приблизить ситуацию к 1998 году.