Россияне переводят пенсионные накопления в частные компании

На 1 сентября 2006 года доходность инвестирования пенсионных накоплений составила 4,69%. Это означает, что граждане, доверившие свои средства Внешэкономбанку, а именно он распоряжается 96% пенсионных накоплений ПФР, понесли убытки, так как инфляция за 8 месяцев этого года превысила 7%. Между тем доходность инвестиций пенсионных накоплений НПФ и ЧУК выше показателей ВЭБ в 3-4 раза. Поэтому неудивительно, что все больше граждан переводят деньги в них.

По прогнозу директора по разработке новых продуктов УК Росбанка Сергея Борисова, 90% будущих пенсионеров, решивших перевести пенсионные накопления в частные компании, выберут НПФ и только 10% - УК. "Основной поток заявлений будет от работников крупных корпораций в кэптивные негосударственные пенсионные фонды, - объясняет он. - Привлечение застрахованных лиц в НПФ (а не в УК) более выгодно учредителям НПФ, то есть крупным корпорациям, соответственно, на это они и направляют усилия".

А выгодно ли переводить свои накопления в НПФ гражданам? Ведь, как говорит Сергей Борисов, УК имеют по сравнению с НПФ ряд плюсов - они более открыты (существуют стандарты раскрытия информации о деятельности УК, и ознакомиться с этой информацией, вплоть до расходов на управление, может каждый желающий). Кроме того, при выборе инвестиционного портфеля УК отсутствует посредник (НПФ), который берет дополнительную комиссию - до 15% от инвестиционного дохода, то есть сам процесс управления получается дешевле.

Тем не менее большинство граждан выберут НПФ. По мнению Светланы Касиной, и.о. генерального директора "Национального НПФ", этот выбор обусловлен целым рядом факторов. "Во-первых, взаимоотношения гражданина и НПФ начинаются с заключения договора обязательного пенсионного страхования, который четко определяет гражданина как клиента именно этого НПФ. И этот гражданин имеет право требовать надлежащего исполнения фондом обязанностей по формированию его накопительной пенсии, отчетности о результатах инвестирования, о состоянии его пенсионного счета, - объясняет Светлана Касина. - А вот гражданин, передавший свои пенсионные накопления в частную УК, ничего от УК требовать не может, так как у него не возникает юридических взаимоотношений с этой компанией. ЧУК получает от ПФР обезличенную совокупность пенсионных накоплений без сведений о том, какие застрахованные лица выбрали эту компанию, а застрахованное лицо остается клиентом ПФР. ЧУК только обеспечивает процесс инвестирования".

Таким образом, выбирая между частными управляющими, граждане прежде всего выбирают между НПФ и ПФР. "Учитывая, что НПФ борется за своего клиента путем предложения более высококлассного сервиса на всех этапах формирования накопительной пенсии, все больше граждан будет обращаться к услугам НПФ", - уверена Светлана Касина. Ее мнение разделяют и другие эксперты, однако возникает вопрос: почему при всех преимуществах НПФ большая часть будущих пенсионеров продолжает упорно "молчать"?

Сергей Большаков, вице-президент УК "Парекс Ассет Менеджмент", считает, что из-за недостаточной информированности, а также из-за неверия в значимость результатов, которые могут быть получены при передаче своих накоплений в НПФ или под управление ЧУК. "Кроме того, у людей остается и определенная степень недоверия к негосударственным участникам пенсионной реформы", - отмечает он. А по мнению Светланы Касиной, еще и потому, что люди не верят ни в то, что новые правила и порядки будут действовать достаточно долго, ни в то, что на трудовую пенсию, сформированную по новым правилам, можно будет жить не бедствуя. "Еще одно "не" - нежелание думать о пенсии, так как сегодня пенсия - синоним старости и далеко не благополучной, - говорит она, - Другие "не" также находятся в этой области. Вероятно, должно вырасти хотя бы одно поколение, чья трудовая пенсия будет сформирована по новым правилам и которое полностью примет новый для нашей страны постулат: пенсионный достаток зависит не только и не столько от действий государства, сколько от собственных действий, направленных на создание благополучного пенсионного будущего".

Как же повысить информированность и заинтересованность граждан в передаче пенсионных накоплений в более проворные частные руки? "ЧУК и НПФ надо лучше работать и показывать доходность, существенно превышающую как доходность ГУК, так и инфляцию, - считает Сергей Борисов. - Нужны также инвестиции в рекламу со стороны частных структур, ПФР этим заниматься не обязан".

Но управляющие полагают, что своими силами задачу информирования граждан им не решить. "Необходимо, чтобы государство довело основную суть реформы до населения", - отмечает заместитель генерального директора УК "Метрополь" Эдуард Воронин.

А вот Сергей Большаков считает, что для повышения активности будущих пенсионеров усилий только частных УК и НФП недостаточно. "Сейчас наметилось определенное взаимопонимание между ПФР, ФСФР, минфином, НПФ, УК, РСПП и другими организациями в том, что все участники пенсионной реформы ответственны за ее результаты, каждый в своей части, - говорит он. - Если в результате этого будут сделаны определенные шаги в отношении оптимизации совместных действий участников, в том числе и в отношении информирования будущих пенсионеров, то можно будет рассчитывать на более быстрое развитие пенсионной реформы и сбалансированное развитие пенсионной системы".