24.10.2006 02:00
    Поделиться

    Жителю Воронежской области восемь лет отказывают в российском гражданстве

    Чиновники не готовы признать Максима Мищенко полноправным гражданином

    "РГ" уже рассказывала ("Лишние?" от 17 октября с.г.) о судьбе Максима Мищенко: его, в семилетнем возрасте, фактически оставшегося без попечения родителей, в 1997-м году из Украины в село Шишовка Бобровского района привезли бабушка с дедушкой. Здесь он вырос и закончил школу - учился настолько хорошо (точней, отлично), что его включили в "Золотую книгу" выпускников Воронежской области за 2006-й год.

    Сегодня Максим обучается на первом курсе физико-математического факультета Борисоглебского педагогического института. У парня одна, но поистине неразрешимая проблема - вот уже восемь лет как он и бабушка (официальный опекун мальчика) пытаются добиться его легализации на территории России. После многочисленных посещений начальственных кабинетов, "коллекционирования" разного рода справок и жалоб в различные инстанции 17-летнему "нелегалу" было предложено отправиться на Украину для получения там двух паспортов - национального и заграничного. А потом, мол, добро пожаловать в Россию. В Борисоглебском пединституте, где мальчику пошли навстречу и приняли его - ввиду особых способностей - на очное обучение без документов, решили помочь и в получении гражданства. Одним словом, повели себя так, как и положено настоящей "альма матер". В частности, написали ходатайство на имя руководителя Управления ФМС по Воронежской области Николая Полуказакова с просьбой помочь Максиму. В ход пошли все доступные и значимые для преподавателей аргументы: отличные характеристики студента, его безупречный школьный аттестат, сведения об участии в областных олимпиадах и даже ксерокопия из "золотой книги" выпускников.

    Все это трогательно и одновременно наивно: учителя свято верят, что чиновников можно убедить такими вот свидетельствами благонадежности и успешности. На днях в ректорат пришел официальный ответ за подписью и.о. заместителя начальника воронежского управления ФМС Андрея Лушпаева, где черным по белому написано, что, согласно существующим правилам и законам, "документировать Мищенко М.Г. российским паспортом не представляется возможным". Как следует из документа, Максиму и его бабушке-опекуну необходимо сначала оформить разрешение на временное проживание в РФ, но прежде надо обзавестись документом, удостоверяющим личность. А так как советское свидетельство о рождении сегодня не в счет, то, значит, надо получить паспорт - украинский.

    Между тем жить без главного документа  парню становится все сложней, поэтому бабушка с дедушкой предприняли еще одну попытку сделать внука гражданином России, минуя украинский "транзит", - они обратились в суд. По словам дедушки Максима Игоря Семеновича, обивать пороги кабинетов и переписываться с чиновниками у него и его супруги сил уже не осталось - теперь вся надежда на правосудие.

    Кстати, как это ни покажется странным, но многие дети, воспитывающиеся в воронежских домах-интернатах, тоже получаются своего рода "гражданскими космополитами". Дело в том, что у них - из-за разного рода бюрократических нестыковок в законодательстве - нет вкладыша о российском гражданстве. Для его получения, к примеру, необходимо выяснить, где находились родители шестого февраля 1992 года, что в случае с детьми-сиротами далеко не всегда возможно. Или - тоже распространенный "частный" случай - у воспитанника интерната нет постоянной регистрации, что также является достаточным основанием для неполучения российского гражданства. Надо сказать, что эта серьезная проблема в области как-то не афишируется - о ней стало известно от правозащитников, ездивших этим летом по домам-интернатам.

    Таким образом, получается, что воспитанники интернатов (если следовать логике чиновников, ревностно охраняющих закон) тоже в каком-то смысле нелегалы, хотя о них заботится - кормит, одевает, обучает - российское государство.

    Тем временем

    В ректорат Борисоглебского вуза, узнав, что здесь отстаивают права Максима Мищенко, подтянулось еще пятеро "неприкаянных", несколько лет не могущих получить российское гражданство. Все - учащиеся учебных заведений (вуз, техникум, школа). Ребята организовались и решили попытаться решить свою проблему сообща - для начала позвонить на "прямую линию" с президентом.

    Поделиться