Новости

24.10.2006 03:14
Рубрика: Экономика

Баррель как призрак кризиса

Центр стратегических разработок оценил сценарий развития экономики при падении цен на нефть

Аналитики Центра стратегических разработок видят несколько сценариев развития ситуации. В докладе "Анализ последствий возможного снижения мировых цен на нефть для российской экономики" они их рассматривают.

Сценарий сверхвысоких цен основывается на противоположных предпосылках. В рамках данного сценария предполагается, что рост цен на нефть в среднесрочной перспективе сохранится. В частности, допускается, что среднегодовой уровень мировых цен на нефть достигнет и стабилизируется на уровне около 100 долларов за баррель.

Инерционный сценарий фактически является развитием ранее сложившихся среднесрочных тенденций развития экономики России. Он предполагает постепенное снижение цен марки Urals до 35-37 долларов за баррель.

И, наконец, кризисный сценарий, когда нефть марки Urals может опуститься ниже 22-25 долларов за баррель.

В первом случае темпы роста экономики сохраняются до конца пятилетки на достаточно высоком уровне (не ниже 3 процентов в год). При этом сальдо как торгового баланса, так и федерального бюджета остаются положительными. Негативные последствия от роста реального курса рубля (+56,6 процента за четыре года) начинают сильно сказываться на реальном секторе экономики лишь за пределами рассматриваемого пятилетнего периода. Таким образом, в рамках данного сценария в пятом году профицит федерального бюджета сохраняется на уровне не менее 8,5 процента ВВП, объем Cтабилизационного фонда достигает 40 процентов ВВП (700 миллиардов долларов), золотовалютных резервов - также около 700 миллиардов долларов. В то же время темпы прироста денежной массы не опускаются ниже 25 процентов, что означает сохранение темпов инфляции в двузначной области.

Согласно полученным расчетам ЦСР при инерционном сценарии совокупный прирост реального ВВП России за четыре года составит примерно 10 процентов, при этом годовые темпы прироста реального ВВП к концу периода снизятся до 1,5 процента. Снижение темпов роста объясняется снижением уровня рентабельности и стабилизацией объемов экспорта нефти и газа в условиях сохранения современной (преимущественно сырьевой) отраслевой структуры.

Вследствие снижения доходов (примерно до 18,6 процента ВВП как результат снижения за ценами уровня налогообложения нефтяного сектора и общего снижения уровня рентабельности в экономике) баланс федерального бюджета становится на пятый год отрицательным (не более 1,0 процента ВВП).

Следствием такой политики в условиях рассматриваемого сценария является сокращение практически до нуля сальдо счета торгового баланса, и прирост золотовалютных резервов будет происходить только за счет притока капитала.

Но наибольший интерес, конечно, представляет кризисный сценарий. Согласно докладу ЦСР в этом случае падение цен на нефть до 40 долларов за баррель предполагается уже в первом году, а в последующие годы цена снижается до 27-25 долларов. В результате за первые четыре года реальный ВВП сокращается на 5,5 процента, при этом в четвертом году падение достигает 6,5 процента. Фактически именно четвертый год и будет кризисным, хотя масштабы кризиса и не сопоставимы с 1998 годом.

Объем экономики России в четвертом году сократится до 500 миллиардов долларов - более чем в 2 раза меньше, чем при инерционном сценарии.

Падение доходов федерального бюджета произойдет до 14,0-14,5 процента ВВП, что означает возникновение дефицита федерального бюджета уже в первом году (при ценах на нефть в 40 долларов). Во втором году ожидается полное исчерпание средств Стабилизационного фонда РФ на фоне дефицита федерального бюджета в размере не менее 6,0 процента ВВП.

К концу четвертого года рубль обесценится примерно в полтора раза по сравнению с концом 2005 года, что будет стоить Банку России половины его золотовалютных резервов. При этом вероятно падение номинального курса рубля на 75 процентов.

Сравнительный анализ трех сценариев показывает, что возникновение серьезных негативных последствий для экономики России возможно в среднесрочной перспективе только при достаточно жестких предпосылках относительно резкого снижения цен на нефть до уровня 25-30 долларов за баррель, что, с учетом изменения постоянных долларовых цен, соответствует уровню 10-15 долларов за баррель в ценах 1997-1998 годов.

Иными словами, критический уровень цен на нефть для российской экономики остается достаточно устойчивым. Вместе с тем заданные предпосылки, в частности, темпы и масштабы снижения цен на нефть, предложенные в сценариях, представляются маловероятными на практике, а сохранение в настоящее время благоприятной внешней конъюнктуры и позитивное развитие экономики РФ позволяют смягчить стартовые условия для возможного негативного шока. Вместе с тем надо отметить, что, по словам главы минфина Алексея Кудрина, "бюджет на 2007 год рассчитывался из учета цены 37 долларов за баррель".

Сравнение значений показателей в год кризиса и в 1998 году

Экономика Отрасли Нефть и газ Экономика Макроэкономика Экономика Отрасли Ресурсы Цены на нефть и газ