25.10.2006 02:00
    Поделиться

    Заслуженного учителя РФ обвинили в краже денег гимназии

    Против директора гимназии прокуратура возбудила уголовное дело

    Новые окна в старый мир

    Если быть точнее, уважаемый педагог с 35-летним стажем, заслуженный учитель РФ, директор гимназии № 2 подозревается в незаконных поборах  с родителей и краже части собранных с родителей денег. По словам прокурора Дзержинского района Ярославля  Романа Пантелеева, на внебюджетном счете гимназии в нарушение установленного порядка с 2002 по 2005 годы были аккумулированы один миллион 621 тысяча рублей, собранных с родителей в так называемый фонд школы. Больше 20 тысяч из них, со слов прокурора, пропали.

    - Эта практика - сбор денег с родителей - вообще должна быть прекращена, - уверен Роман Пантелеев. - Сегодня школам выделяется достаточное количество средств, чтобы обеспечить их функционирование и организовать учебный процесс на должном уровне. На дворе давно уже не 90-е годы, когда сбор средств был вынужденной мерой. А если человек привык работать на таких условиях, пусть получает лицензию и открывает частное учебное заведение.

    Следователь Дмитрий Андрианов, расследующий это дело, был не столь категоричен. С его слов, ежегодно родители гимназистов платили в фонд школы от 1000 до 1300 рублей, которые тратились на хозяйственные нужды, а факт кражи пока не доказан, поэтому говорить о нем преждевременно. Будет проведена экспертиза бухгалтерских документов, которая займет немало времени, и лишь по ее результатам можно будет делать какие-то выводы.

    Между тем механизм общественного порицания и негодования уже запущен. Педагоги гимназии вынуждены отвечать на вопросы учеников,  на которые подчас сами не знают ответа. Горожане, никогда не видевшие ни самой гимназии, ни ее директора, на кухнях клеймят позором "зарвавшегося" руководителя, родительский актив гимназии, напротив, написал возмущенные письма во все инстанции, вплоть до Генпрокуратуры, и грозится устроить перед районной прокуратурой демонстрацию протеста. Сама же директор, пережив обыск в кабинете, едва находит в себе силы, чтобы держать себя в руках, руководить гимназией и преподавать.

    - Я готова ко всем проверкам, - говорит директор гимназии № 2 Тамара  Шульгина. - У меня работает комиссия управления образования, я пригласила КРУ. Деньги собирал общешкольный родительский комитет, все задокументировано и прозрачно. А куда средства были потрачены, видно даже по нашим новым окнам. То, что сегодня происходит, - безобразие. К нам пришли из прокуратуры и заявили, что наш бухгалтер "раскололась". А потом выяснилось, что никакого разговора с ней вообще не было. Это, оказывается, у следствия такой прием. Перед бухгалтером извинились, а перед нами нет. Очернить человека легко, но за это люди должны нести ответственность.

    С протянутой рукой

    По сути, ситуация со сбором в школах денег с родителей должна была когда-то вылиться в нечто подобное. Родительские кошельки, в 90-е годы прошлого века ставшие для школ надеждой и опорой, своего "статуса" не поменяли до сих пор. И хотя подавляющее большинство пап и мам ради своих чад отдали бы и больше, чем традиционно собирается в каждой конкретной школе, недовольный ропот родителей иногда звучит довольно громко. В разной интерпретации - одобрительно, безразлично, осуждающе - эта тема, особенно в начале учебного года, обсуждается всеми без исключения людьми, имеющими детей детсадовско-школьного возраста. Выбирая детский сад или школу, сегодняшние родители интересуются не только учебными программами и квалификацией педагогов, но в первую очередь выясняют меру своего будущего финансового участия в жизни образовательного учреждения и прикидывают, потянут ли. Хотя и тут все зависит во многом от самих же родителей. В одном из классов престижной ярославской спецшколы на ремонт собирали по… три тысячи рублей. Правда, при решении этого важного вопроса присутствовали далеко не все родители. И многие отсутствовавшие  потом просто отказались платить.

    Не испытывают восторга от подобного решения школьных финансовых проблем и сами директора школ: приходится унижаться, прося о помощи, строго все документировать, чтобы потом перед теми же родителями отчитаться, куда деньги потрачены. Иными словами, сплошная головная боль. А дырявые крыши надо латать, сгнившие оконные рамы, текущие трубы и унитазы - менять. При этом в управлении образования говорят: денег нет, и неизвестно, когда будут, если будут вообще. Вот и получается, что не вечно чего-то просящие школьные директора уселись на родительские шеи, а бюджеты всех уровней. Понятно, что школьное образование у нас государственное, бесплатное, но если лошадка (родитель) пока везет, зачем с нее слезать? Уж как-то привыкли. И цель благая - экономия бюджетных средств. Тем более, что закон благотворительность со стороны родителей не запрещает.  Правда, грань между одноразовой благотворительностью и регулярными добровольно-принудительными пожертвованиями родителей настолько тонка, что видят ее лишь те, кто внимательно присматривается.

       комментарии

    Александр Прямицин, начальник управления образования мэрии Ярославля:

    - В нашей области принят довольно высокий норматив на одного школьника в год - более девяти с половиной тысяч рублей. Но это расходы на организацию учебного процесса: мебель, учебные пособия, учебники и так далее и на зарплату учителям. По остальным позициям, тем же ремонтам, добиться финансирования удается не всегда. Поэтому без родительских денег мы обойтись пока не в состоянии. Но денежный взнос не  должен быть условием приема в детский сад или школу. Согласно 41-й статье Закона "Об образовании", образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные средства, в том числе за счет добровольных пожертвований. Однако в этом вопросе ни в коем случае не должно быть обязаловки. Необходимо соблюдать три принципа: добровольность, прозрачность и неучастие в сборе средств администрации образовательного учреждения - этим должны заниматься только родители. Насколько мне известно, все эти принципы в гимназии № 2 были соблюдены.

    Надежда Бабошина, бывший председатель общешкольного родительского комитета гимназии № 2:

    - Мой сын учится уже на четвертом курсе вуза, но я до сих пор не порываю связей с гимназией - настолько много она значила в нашей жизни. Когда я была председателем родительского комитета, время было трудное, и мы, родители, сказали: если государство не может помочь нашим школам, им поможем мы. Нормальные родители никогда не пожалеют денег на добро. Благодаря родительским деньгам в гимназии появились телевизоры, компьютеры, на сто процентов обновлен библиотечный фонд, делались ремонты. Много средств уходило на обеспечение охраны, но без этого в наше время нельзя. 97 процентов выпускников этой гимназии поступают в вузы, причем большинство - на бюджетные места. Я без преувеличения могу сказать, что это лучшее учебное заведение нашего района. И такого успеха оно добилось в том числе и благодаря родительской материальной поддержке.

    Татьяна Жарова, директор средней школы № 43 с углубленным изучением немецкого языка:

    - Я не поверю, что учитель, выросший в директора одной из лучших школ города, положила деньги себе в карман. Эти подозрения бросают тень на всех директоров школ. Этого бы не было, если бы наши власти прекратили издеваться над школами. Они государственные, а не частные - так дайте денег, а не ставьте их руководство в дурацкое положение. Ведь у нас так: какой директор больше денег собрал, больше к 1 сентября покрасил-отремонтировал, того и хвалят. Я не однажды ездила в Германию, видела, как там работают наши коллеги, и сравнения получились не в нашу пользу. Там руководителя гимназии интересует исключительно учебный процесс. А у нас на директоре лежит все, вплоть до функционирования школьной сантехники, поэтому он всегда крайний. Ни один нормальный директор не испытывает радости от того, что ему приходится выступать в роли просителя денег у родителей. Это просто противно. И такая ситуация должна быть в корне изменена - школам должны выделяться достойные деньги из бюджетов.

    Поделиться