Лесной кодекс ударит по экологии

Подмосковное лесное кольцо вырубается для строительства коттеджных поселков легко и почти на законных основаниях. При советской власти рубка деревьев в этой режимной зоне приравнивалась к диверсии - 163 тысячи гектаров леса вокруг столицы считались стратегическим объектом, особо охраняемой зоной, через которую прокладывали только узкие просеки для установки линий электропередачи.

 

Этот объект называли Лесопарковым защитным поясом (ЛПЗП). Еще в 1935 году и отдали ЛПЗП в административное подчинение Московского городского исполнительного комитета. В 1960 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были обозначены четкие границы ЛПЗП, а чуть позже решением Мосгорисполкома и Мособлисполкома разделили полномочия: градостроительной деятельностью на территории лесопарковой зоны занималась Москва, а административно-хозяйственную деятельность осуществляла область. К середине 80-х гг. ширина Лесопаркового защитного пояса составляла от 10 до 15 км. Невозможно было и представить себе, что кто-то из руководителей города или области имел какие-то имущественные притязания, решал территориальные споры, перетягивая одеяло на себя.

Все в корне изменилось в 1991-1992 годах, когда вышли два закона: один "О местном самоуправлении в Российской Федерации", другой "Об охране окружающей среды". Вряд ли законодатели со зла столкнули эти два нормативно-правовых акта. Первый должен был утвердить новые принципы экологической безопасности, а другой - дать свободу народовластию на уровне краев и областей, городов и поселков.

Но, увы, "свободолюбивые" законы заработали самым уродливым образом. ЛПЗП прекратило свое официальное существование, ее территория стала лысеть не по дням, а по часам.

Война претензий между Москвой и Подмосковьем разгорелась со страшной силой в начале 2000 года, когда коттеджи строились не только в лесной зоне, но и на берегах рек. Администрация области обвиняла московское правительство в экспансии, а последнее недоумевало: строятся в основном частные лица, которые получили официальное разрешение у местных, подмосковных чиновников.

Лесопарковая защитная зона поредела на 67 процентов. Это при том, что в Москве со времен 30-х годов увеличилось число автомобилей в 20 раз и сейчас приближается к цифре 3,5 миллиона машин.

Но Москва - это столица страны, куда едет не только отдыхать и развлекаться, но и работать добрая половина Подмосковья. Поэтому вполне уместен был бы новый договор о разграничении полномочий в области хозяйствования пригородными лесами, чтобы соблюсти интересы обеих сторон и вернуть официальный статус зеленой зоны как защитной. Но пока интересы бизнеса превышают здравый смысл.

Тем временем в проекте Лесного кодекса России, разрешающем отдавать лесные угодья в частную собственность, готовится новый удар по экологии. Некоторые оговорки: деревья в лесопарковых зонах рубить нельзя, но если собственник готов восстановить посадки, то можно, - вряд ли смягчат его. Ведь дерево растет десятилетиями, а человек вдыхает воздух в среднем один раз в течение 4 секунд. Поэтому будущая перспектива для москвичей вырисовывается не очень радужная как в экологическом, так и в демографическом, и в экономическом плане.