Последствиями, нередко порождающими вопросы. Если люди стали жить хуже - это демократия? Если треть населения лишается избирательных прав по национальному признаку - это демократия? Если практикуются пытки, возникают секретные тюрьмы - это демократия? Если одним народам "разрешают" самоопределиться, а волю других игнорируют - это демократия?
Безусловно, эти вопросы требуют конструктивного ответа. Нашего общего, вместе с коллегами из европейских партий, ответа. В противном случае, оставшись без ответа, эти темы превращаются в точки конфронтации, взаимного непонимания и недоверия. Демократия - это не свод застывших догм и не презумпция чьей-то правоты, а прежде всего готовность к диалогу, к открытой дискуссии. И такая дискуссия в Москве состоялась, а это главное.
Общим было понимание ценности и хрупкости демократии. Но Россия, конечно же, не может не отмечать с тревогой, что сегодня отнюдь не только авторитарные режимы являются главной угрозой демократическому процессу. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы сама идеология девальвировалась неуклюжими или корыстными действиями ее приверженцев. Если какую-то идею нужно приносить на штыках и поддерживать оккупационными режимами, требующими стольких жертв, что это делает их сравнимыми с практиками свергнутых диктаторов, то это не продвижение и не экспорт идеи, а более всего ее дискредитация.
Между тем нет ничего более опасного, чем разочарование людей в тех идеалах, к которым они стремились. России стоило больших усилий преодолеть то опасное заблуждение, что все постперестроечные проблемы населения якобы и есть демократия. А ведь в середине 90-х мы были весьма близки к черте политического реванша левых фундаменталистов на волне народных разочарований.
Сегодняшняя стабилизация России и ослабление позиций сторонников возврата к социализму - лучшее свидетельство выхода из политико-идеологического кризиса. Стало очевидным, что пороки современного российского общества - не воплощение демократии, а либо ее нехватка, либо слабость государства, призванного ее обеспечить. Это вещи не только не взаимоисключающие, но и подразумевающие друг друга. Подлинная демократия есть там, где сильное государство обеспечивает исполнение закона всеми без исключения, в том числе и самим государством. Равно как и сила государства проявляется в опоре на интересы большинства населения при гарантиях прав меньшинства.
Можно было бы много и интересно дискутировать о столь разных особенностях национальных воплощений демократии, в том числе на форумах, подобных прошедшему московскому. Но мы должны признать: мир сегодня не стал спокойнее и стабильнее. Усиление террористической угрозы делает актуальной дискуссию о соотношении безопасности и прав человека (новейший пример: президентский указ в США от 17 октября о создании военных комиссий для суда над террористами). Появление новых демократических государств вызвало новые споры об особенностях национальных форм воплощения демократии (где действительно особенности, а где отступления от демократических норм?). В не меньшей степени актуальные попытки превратить демократизацию в некую военно-политическую доктрину, призванную взламывать извне национальный суверенитет других государств и обустраивать там лояльные политические режимы, делают обсуждение этих тем несколько менее лицеприятным, чем хотелось бы. Но оттого не менее важной.
Готовя Форум, мы более всего хотели избежать показного официоза "советского" типа, вроде "конгрессов за мир", где собираются заведомо лояльные друг другу участники и говорят заранее заготовленные и согласованные речи. Но в той же мере бессмысленными являются мероприятия, где вместо заинтересованного партнерства и равноправного обсуждения общих проблем возобладает менторство и назидательность одних участников по отношению к другим. На форумах, посвященных демократии, царить должна все та же демократия.
Рад констатировать, что московский Форум "За будущее демократии" в этом смысле вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. И со стороны его российских организаторов, и - по личным впечатлениям и разговорам в кулуарах - у многочисленных и авторитетных иностранных участников. Не было желания любой ценой понравиться друг другу, уклониться от обсуждения острых тем. Хотя, разумеется, были и остаются различные взгляды на эти темы.
Разочарованы были, в частности, те, кто ожидал "публичной порки" России по тем сюжетам, которые считаются неудобными для нас. Но дело не в "неудобстве". Мы очень хотели бы, чтобы наши европейские коллеги и те, кого они представляют, поняли очевидное: многие события последнего времени в России - это, прежде всего, проверка на прочность основ российской демократии и твердости власти. России нужна в этой ситуации поддержка, а не игра на дестабилизацию.
Жестокая расправа над Анной Политковской, о чем много говорилось на Форуме, по своим очевидным последствиям, - это не удар по оппозиции, а выстрелы во власть. При этом участие во власти давно не является гарантией безопасности: не далее как в четверг был убит член "Единой России", кандидат в мэры Дальнегорска Дмитрий Фотьянов, а ранее жертвой преступников стал первый зампредседателя Центробанка Андрей Козлов. Мы столкнулись с "политическим криминалом", который бросает вызов власти и обществу. Ответом должно быть единение, а не раскол. Мы не сможем решить наших проблем, если каждый такой случай будут превращать в повод для сотрясания основ государственности. Смерть как повод - это страшно само по себе. Как власть не должна скатиться в соблазнительную колею чрезвычайщины, так и ее критикам нужно почувствовать ту грань, где здравое оппонирование переходит в войну без правил.
Даже истинные ценности не должны стать поводом для новых "крестовых походов". История многому учит, поскольку многое в ней уже было. Она знает даже случаи, когда великая религия смирения и любви к ближнему становилась мотивом для массового истребления иноверцев и сжигания еретиков на кострах.
Обо всех этих острых темах современности мы хотели бы продолжить наш конструктивный диалог с европейскими партиями, ибо ответы придут только в виде продукта коллективного разума. Убежден - сегодня нет специфически "российских", "сербских", "балтийских", "восточноевропейских" и т.д. тем в контексте обсуждения проблемы развития демократического процесса. Это все наши общеевропейские вопросы, которые не терпят ни взаимной подозрительности, ни деления на учителей и учеников, а подразумевают взаимное уважение и толерантность к инакомыслию. Демократическому инакомыслию.