Участвовавший в работе Международного форума Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка с российской стороны выступил на этой конференции с основным докладом и дал эксклюзивное интервью "Российской газете".
Российская газета: Юрий Яковлевич, судя по вашему выступлению, которое имело большой резонанс, сотрудничество с правоохранительными ведомствами Европы складывается у нас не так гладко, как хотелось бы.
Юрий Чайка: Проблем действительно хватает, причем не только у нас. Они обусловлены как объективными, так и субъективными причинами: различиями в национальном законодательстве, в толковании и применении норм, недостатками и пробелами в правовом регулировании как на национальном, так и на международном уровнях.
Кроме того, некоторые страны необоснованно политизируют вопросы сотрудничества по некоторым уголовным делам.
РГ: Какие страны вы имеете в виду?
Чайка: Это ведь не главное. Главное, что такая проблема существует. Дело дошло до того, что в российских криминальных кругах отдельные европейские государства рассматриваются как место возможного побега от нашего правосудия. Поскольку там весьма либерально относятся к таким людям и охотно предоставляют им убежище.
Абсолютное большинство наших запросов исполняется оперативно и качественно. Однако у нас есть примеры, когда эти запросы о правовой помощи находятся на исполнении более двух лет. К счастью, их немного.
А ведь у преступлений существует срок давности.
Если такие страны хотят за счет наших криминальных личностей поддержать свою экономику, они должны иметь в виду, что вместе с "грязными" деньгами такие люди привозят к ним и свой преступный опыт. И рано или поздно они им воспользуются, что, кстати, уже подтверждается на практике.
РГ: Что, по-вашему, необходимо изменить в ныне действующем в Европе механизме сотрудничества по уголовным делам?
Чайка: Прежде всего необходимо начать разработку договора второго поколения в рамках Европейских конвенций о выдаче и правовой помощи. Все-таки в следующем году ей исполняется 50 лет. Нужно предусмотреть ускорение и упрощение процедур выдачи. Как я уже говорил, нередки случаи, когда запросы о выдаче рассматриваются годами. А ведь все это время человек, экстрадиции которого добиваются, зачастую находится под стражей.
В рамках Евросоюза после введения европейского ордера на арест процедура выдачи сократилась до 30-40 дней. Можно было бы распространить этот опыт и на всю Европу или по крайней мере ввести упрощенную процедуру экстрадиции в случае согласия лица на его выдачу. В совершенствовании нуждается не только эта конвенция, но и Европейская конвенции о взаимной помощи по уголовным делам. Я считаю, что отдельной регламентации требуют процедуры, связанные с предоставлением некоторых видов доказательств. В частности, образцов наркотиков и ДНК, поскольку это связано с таможенными требованиями и правами человека. В общеевропейском регулировании нуждается и проблема защиты свидетелей или их близких родственников, в том числе находящихся за рубежом. Ключевых свидетелей, например, можно было бы укрывать в других странах. Активнее нужно сотрудничать и в обмене информацией о судимости граждан государств - участников конвенции. В условиях высокой мобильности жителей Европы это могло бы сыграть важную роль в предупреждении преступлений.
В общем, вопросов, над которыми следует работать в плане модернизации, великое множество, и мы о них сегодня говорили.
РГ: Нередко лица, чьей выдачи добиваются наши правоохранительные органы, объявляют себя борцами с режимом или жертвами политических репрессий. Это позволяет им оставаться вне досягаемости российского правосудия. Как решить эту проблему?
Чайка: Самое интересное, что в законодательстве почти всех государств в мире отсутствуют такие определения, как "политическое преступление" или "преступление, вызванное политическими мотивами". Тем не менее они употребляются в текстах европейских конвенций.
Нужно ограничить возможность произвольного толкования этих терминов. В частности, следует принять в качестве дополнения к Европейской конвенции о выдаче и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам положение, в котором указать, что деяния, предусмотренные в договорах о борьбе с преступлениями международного характера, не будут рассматриваться как политические.
Думаю также, что назрела необходимость предусмотреть в обеих конвенциях эффективные механизмы разрешения споров о толковании и применении этих конвенций.
Ну и, конечно же, очень важно наладить конструктивное международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, повысить степень доверия друг к другу, укрепить понимание и прямые контакты между правоохранительными органами различных стран, рационализацию и гармонизацию процедур оказания взаимной правовой помощи, повысить эффективность осуществления своих полномочий.