Действительно, динамика совокупных активов банков чуть замедлилась - до 8,4 процента за третий квартал против 10,3 - за второй. Аналитики объясняют это снижением интенсивности расширения ресурсов (пассивов), привлекаемых на внутреннем рынке. Что в свою очередь обусловлено двумя основными факторами - сезонным замедлением роста спроса на безналичные средства со стороны населения и предприятий и сокращением остатков на валютных счетах экспортеров под влиянием внешнеторговой конъюнктуры.
На этом фоне претерпели коррекцию основные направления размещения банковских ресурсов. Если прежде наиболее активно росли вложения в корпоративные ценные бумаги, и лишь следом за ними шли кредиты населению, то в третьем квартале ситуация стала обратной. Темпы роста стоимости банковского портфеля корпоративных акций и облигаций упали почти до нуля, в то время как розничных кредитов повысились. Такое изменение явилось закономерным следствием начавшейся в конце второго квартала коррекции фондового рынка, считают эксперты ЦМАКП.
Приостановился рост системных банковских рисков, наблюдавшийся на протяжении последних трех лет.
Сбалансированность динамики денежного предложения и спроса на деньги привела к стабилизации рисков ликвидности. При этом ликвидность банковской системы, оцениваемая как отношение абсолютно ликвидных активов банков к их рублевым обязательствам по счетам и депозитам, изменилась весьма незначительно (с 17,6 до 16,4 процента).
Благодаря снижению интенсивности вложений в корпоративные ценные бумаги уменьшился объем фондовых рисков, принимаемых на себя кредитными учреждениями.
Приостановился и рост кредитных рисков банков, связанный с ухудшением качества портфеля ссуд населению. Так, доля просроченной задолженности в совокупном объеме кредитов населению к концу квартала осталась практически такой же, что была в начале (с учетом Сбербанка - уменьшилась с 2,6 до 2,7 процента, без учета - с 4,0 до 3,9 процента). Это контрастирует с тенденцией предшествующих месяцев, в течение которых данный показатель устойчиво рос.
Однако эксперты указывают, что приостановка роста доли просроченной розничной задолженности скорее всего имеет временный конъюнктурный характер. Она связана с изменением структуры розничных ссуд: переориентацией части банков с высоко рискованного экспресс-кредитования на несколько менее рискованное кредитование через пластиковые карточки. По оценкам, доля невозвратов устойчиво растет по всем видам беззалоговых розничных кредитов. Поэтому, предполагают аналитики, после завершения банками "структурного маневра" рост доли просроченной задолженности в совокупном розничном портфеле должен возобновиться.
Что касается фондового рынка, то третий квартал стал для него временем больших перемен. Во-первых, исчерпалась понижательная коррекция рынка, начавшаяся во втором квартале. Во-вторых, сменились тенденции в динамике мировых цен на нефть - одного из основных внешних факторов, влияющих на российский рынок.
В-третьих, произошел сдвиг в ожиданиях изменения ставок ФРС США, влияющих на все рынки мира. Ожидания повышения ставок сменились ожиданиями стабилизации.
В-четвертых, возник ряд внутренних положительных для рынка факторов (важнейший - ускорение реформы энергетики). Последние стали оказывать серьезную поддержку рынку во время обвала нефтяных котировок.
Несинхронное проявление этих факторов обусловило неустойчивую динамику рынка в третьем квартале ("боковой тренд").
Но в ближайшей перспективе воздействие первой, третьей и четвертой групп факторов при условии нейтрализации второй (временная стабилизация нефтяных цен) может привести к началу ценового ралли, к новым историческим максимумам, предрекают эксперты ЦМАКП.