Российская газета | Минтимер Шарипович, вы с июня 1991 года являетесь президентом Республики Татарстан. За это время республика пережила перестройку, становление суверенитета, но при этом оставалась мирной территорией, где многонациональный народ всегда находил общий язык. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?
Минтимер Шаймиев | Межнациональные и межконфессиональные отношения - это, пожалуй, наиболее тонкая, наиболее уязвимая материя в жизни человека. Как показывают последние события в мире, даже экономически благополучные, развитые государства не всегда в силах обеспечить межнациональное согласие у себя в стране. Об этом свидетельствует возросший за последние годы интерес зарубежных стран к "модели Татарстана". В октябре этого года мы побывали в Лондоне, где состоялся инвестиционный саммит Республики Татарстан. Тема, казалось бы, из сферы экономики. Но участники саммита наряду с экономическими вопросами проявили огромный интерес к межнациональным и межконфессиональным отношениям в республике. И я, выступая в Королевском институте международных отношений, рассказал об особенностях нашей истории и о нашем сложном пути, который привел нас к миру и согласию. В перестроечные годы, когда народ Татарстана впервые избрал президента республики, перед Татарстаном стояла сложная задача урегулирования этноконфессиональных отношений. В республике были все признаки разделенного общества, русских и татар - примерно равное количество. Как известно, эти два народа имеют различную культуру - славянскую и тюркскую, история взаимоотношений между ними была весьма сложной, что сохранилось в менталитете, они придерживаются различных религиозных убеждений. В то же время у нас живут представители и других национальностей, которые считают Татарстан своей родиной. Как вы знаете, мы выработали свою модель демократии, которая предполагает проведение политики "баланса интересов" этноконфессиональных групп.
Наш опыт показывает, что конфессиональные границы со временем не стираются. Сотрудничество между конфессиями должно основываться на уважении ценностей друг друга, а не на попытках ассимилировать кого-либо. У иудаизма, христианства, ислама есть авраамические корни, что содействует толерантности. Важно понять, что разнообразие увеличивает безопасность, унификация же ведет к конфликтам. Но я должен сказать, что соблюдение баланса интересов не означает механическое равенство. Например, затраты на татарскую культуру в республике больше, чем на русскую, но русские с этим согласны, понимая, что татары больше пострадали в советский период. Кроме того, русская культура всеохватывающая, отсюда и ее возможности сохранения и развития, чего не скажешь о культуре остальных народов Российской Федерации.
В политике важны согласительные процедуры. Конечно, они ведут к потере времени, тем более это кажется излишним в условиях преобладания той или иной политической силы, но впоследствии это может обернуться серьезными потерями. В Татарстане с началом перестройки мы придерживались принципа центризма, то есть ухода от крайностей, что сопровождалось публичным осуждением радикализма, будь то в виде национализма или шовинизма, фашизма или ваххабизма.
Здесь очень важна позиция наиболее известных политических лидеров, религиозных деятелей и средств массовой информации для формирования политической культуры, отвергающей крайности. Мне кажется, нам удалось найти общий язык и прийти к общим ценностям, причем не теряя особенности национальностей, живущих в Татарстане.
В Казанском кремле рядом стоят мечеть и православный собор, они видны из разных концов города, что придает ощущение комфорта для самых разных людей. На важных мероприятиях у нас, как вы знаете, обязательно присутствуют муфтий и архиепископ, нередко к ним присоединяются раввин, католический и лютеранский священники. Именно татары-мусульмане содействовали возвращению самой известной святыни России - иконы Казанской Божией Матери из Ватикана в Казань. Убежден, что православные по достоинству оценили наши многолетние усилия.
Хочу сформулировать еще один принцип как опережающее решение потенциальных этноконфессиональных проблем. Когда проблема превращается в конфликт, решать ее гораздо сложнее, нежели предотвратить заранее. В Татарстане система образования и культуры предусматривает поддержку школ, а также развитие культуры этнических групп в местах их компактного проживания. Я вам должен сказать, что для политической стабильности система образования имеет очень важное значение, она должна исключать односторонние предпочтения, например при изложении исторических событий. Говоря об образовании, не могу не затронуть еще одну проблему, бурно обсуждаемую сейчас всеми россиянами. Я имею в виду дискуссию о введении преподавания основ православной культуры в российских школах. Исходя из поликонфессиональности народа нашей республики, мы категорически против такого шага. Потому что в любой школе учатся татары, русские, евреи, чуваши, марийцы и дети других национальностей. Много смешанных, например татарско-русских, семей (около 30 процентов). Я считаю, что в такой ситуации система религиозного образования должна находиться вне стен школы. Так что любой вопрос, любая проблема в области межнациональных и межконфессиональных отношений требуют внимательного изучения и принятия решений, способствующих не разногласию, а согласию между людьми разных национальностей. Подписывая тот или иной указ, касающийся межнациональных вопросов, я всегда придерживался и придерживаюсь именно этого принципа.
РГ | Республика активно включилась в процесс реализации национальных проектов. Можно ли сегодня говорить о каких-то результатах?
Шаймиев | Программа ликвидации ветхого жилья - одна из важнейших программ развития нашей республики, позволившая решить целый комплекс стратегических задач. Она начиналась в сложные времена переходного периода и осуществлялась на протяжении 9 лет - с 1996 по 2004 год. Около 50 тысяч нуждающихся семей были переселены за счет государства в новое, благоустроенное жилье. На эти цели в ценах прошлых периодов республикой было мобилизовано свыше 20,3 миллиарда рублей, построено и введено 2,7 миллиона квадратных метров жилья. Эта программа позволила республике заметно легче пережить последствия кризиса и заложить основы будущего экономического роста посредством загрузки стройиндустрии, промышленности строительных материалов и многих других сопредельных отраслей.
Модернизация и обновление коммуникаций, снос ветхих сооружений за счет государственных средств одновременно позволили подготовить земельные участки для новых перспективных проектов, привлечь значительные частные ресурсы для решения задач городского развития. В республике начался настоящий строительный бум. По обеспеченности торговыми и офисными площадями столица нашей республики Казань в короткие сроки вышла на второе место в Российской Федерации после Москвы. В республике построили и открыли свои подразделения ведущие международные торговые операторы. Это и ИКЕА, которая завершила строительство второго центра, и "Метро Кэш Энд Кэрри", "Рамстор" и многие другие.
Учитывая положительный опыт программы ликвидации ветхого жилья в 2005 году еще до принятия общенациональных проектов, в республике стартовала новая программа содействия обеспечению благоустроенным жильем граждан с невысокими доходами и молодежи - Программа социальной ипотеки.
Ее реализацией, как и Программы ликвидации ветхого жилья, в республике занимается специальная организация, созданная при президенте, - Государственный жилищный фонд.
Он не ставит целью получение прибыли при реализации жилья. В схемах его работы отсутствуют многочисленные посредники, нотариусы, риелторы, упрощены также процедуры учета и регистрации. Поэтому в татарстанской модели ипотеки, во-первых, практически на треть по сравнению с аналогичными общероссийскими программами ниже стоимость квадратного метра жилья. Во-вторых, вдвое снижена стоимость кредитования и финансового обслуживания - процентная ставка составляет всего 7 процентов годовых. В-третьих, минимизирована величина первоначального взноса. Существуют варианты, когда он совсем не уплачивается. Рассрочка платежа за выкупаемую квартиру составляет до 28 с половиной лет. Все это в совокупности делает татарстанскую программу весьма привлекательной. Сегодня в Государственном жилищном фонде ожидают своей очереди более 20 тысяч семей.
Помимо бюджетников и молодых семей в Программе социальной ипотеки могут участвовать и работники предприятий, финансирующих Программу в размере одного процента от выручки. Для них это весьма выгодно, поскольку квартиры, предоставляемые их работникам в рамках программы, существенно дешевле среднерыночных.
Поскольку на селе реализуется общефедеральная целевая программа "Социальное развитие села" и предусмотрены специальные субсидии и меры поддержки из средств федерального бюджета на улучшение жилищных условий сельчан, мы приняли решение изменить условия татарстанской модели социальной ипотеки на селе. Теперь 70 процентов стоимости жилья будет субсидироваться государством, остальные 30 процентов молодая семья должна будет выплатить из собственных средств в течение 5 лет и более. Все это время она сможет пользоваться жильем на условиях коммерческого найма, а после полного выкупа сможет оформить жилье в собственность. В рамках этой программы планируется направить около 600 миллионов рублей и построить 1016 домов. Списки семей формируются совместно органами местного самоуправления, специалистами министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, а также руководителями сельхозпредприятий. Для нас важно, чтобы молодые семьи обзавелись собственным жильем и чтобы свое будущее они связывали с развитием села.
За счет Программы социальной ипотеки решается еще и четвертая важная проблема - предоставление жилья льготникам. Это люди, попавшие в сложные жизненные ситуации (погорельцы, жители аварийных домов, сироты) или же имеющие большие заслуги перед республикой. На эти цели направляется 10 процентов от построенного жилья.
Если говорить о конкретных результатах, то, по итогам 2005 года, по Программе социальной ипотеки 6061 семья улучшила свои жилищные условия. Надо видеть, какое счастье испытывают люди, когда въезжают в новые квартиры! Я часто бываю у новоселов и искренне радуюсь тому, что задуманная нами программа уже реально помогает людям налаживать свою жизнь. Для решения демографических проблем по условиям нашей программы семьям при рождении ребенка в счет оплаты жилья выделяется из бюджета республики 200 тысяч рублей. В минувшем году республиканские компенсации при рождении детей получили 53 семьи, а по итогам текущего года число счастливых родителей будет еще больше: на сегодняшний день компенсации перечислены на счета более 700 семей.
Таким образом, общий объем инвестиций на реализацию Программы социальной ипотеки составит в этом году 6,7 миллиарда рублей, а общее количество квартир составит более 7 тысяч. На мой взгляд, на сегодняшний день это неплохие результаты.
РГ | Казань, известно, поистине студенческий город. Поэтому вполне логично, учитывая опыт празднования тысячелетия города, что столица Татарстана претендует на право проведения Всемирной универсиады 2011 года. Как вы думаете, есть ли у Казани шансы стать молодежной спортивной Меккой?
Шаймиев | Предложение министерства по делам молодежи, спорту и туризму республики о выдвижении Казани в претенденты на право проведения XXVI Всемирной летней универсиады было мною поддержано. Потому что это для нас очень важно: мы вышли на международную спортивную орбиту и оказались среди 5 городов мира - претендентов на право проведения Универсиады-2011. Удастся ли нам победить - покажет время, но первый смелый шаг нами сделан и настрой рабочей группы неплохой. Заявка Казани горячо поддержана и на федеральном уровне: город является кандидатом на проведение Универсиады от имени Российской Федерации.
Если Казань победит, то окончательную проверку нашей готовности можно будет провести уже осенью 2010 года. Главное - новые строительные объекты должны отвечать всем мировым стандартам, и здесь, возможно, потребуются советы специалистов FISU. Казань имеет и дополнительные преимущества: выгодное географическое положение, политическую стабильность региона, межнациональное согласие проживающих здесь народов, 1000-летнюю историю и культурную самобытность. Кроме того, Казань - город, где проживают более 100 тысяч студентов (каждый шестой житель), у нас есть опыт обеспечения безопасности участников крупномасштабных праздничных торжеств, что является принципиальным условием проведения соревнований. Еще один важный плюс столицы Татарстана - компактное расположение всех объектов Универсиады, минимальная удаленность от центра, а также (впервые в истории в качестве предложения!) возможность размещения на территории атлетической Олимпийской деревни штаб-квартиры FISU.
Есть еще один дополнительный аргумент в пользу России - авторитет страны в мировом спортивном сообществе. Командное лидерство последней летней Универсиады в 2005 году в Измире безоговорочно принадлежит сборной России, в составе которой есть чемпионы - представители Татарстана: легкоатлетка Елена Мигунова и фехтовальщик Илья Мокрецов.
Мне часто стали задавать вопрос: что же даст проведение Универсиады-2011 Казани и Татарстану? На мой взгляд, значение этого события для нас трудно переоценить. Мы выйдем на иной уровень развития во всех отношениях. Дело не только в том, что у нас появится еще больше новых спортивных сооружений, но и в том, что мы приобретем прекрасный опыт проведения международных массовых соревнований на столь высоком уровне. В последнее время Россия становится все более притягательной для проведения любых форумов: спортивных, политических, культурных, экономических... Мне кажется, что это происходит не без участия Татарстана. Достаточно вспомнить празднование 1000-летия Казани. А самое главное, спорт - это единственная идеология, которая сплачивает людей всей планеты, несмотря ни на какие различия.