Впрочем, свои поправки подготовили и минэкономразвития (один из главных авторов первоначального закона), и группа депутатов Госдумы. В чем же, с точки зрения специалистов, самые большие изъяны действующего закона? Этот вопрос мы адресовали председателю правления гильдии, директору Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирине Кузнецовой.
- С самого начала закон готовился как антикоррупционный, что крайне важно. Но при этом разработчики не учли, что это прежде всего закон экономический, а экономические механизмы в нем отсутствуют. Необходимо очень существенно править первую главу, потому что многие определения там неполные, - говорит Ирина Кузнецова. - В частности, остается за бортом масса средств, которые реализуются не по закону, а вне его рамок. И многие госзаказчики остались за бортом этих определений.
Мы предлагаем усилить ту часть первой главы, которая касается обеспечения ресурсами процесса закупок. В первую очередь - грамотными кадрами. У нас не только много воруют, у нас, к сожалению, очень много неграмотных. Поэтому первое и основное - ликвидация безграмотности в этом вопросе. Это забота государства. Потому что в пыль будут пускаться миллиарды рублей. Наша задача сейчас - убедить законодателей в необходимости регулирования в первую очередь ресурсного вопроса.
Госзаказ должен быть не только грамотно размещен, он еще должен грамотно управляться. Логистика этого процесса абсолютно не затронута российским законодательством. Кадровое обеспечение, финансовое обеспечение размещения заказов - это все ресурсы. И эти ресурсы надо где-то брать, а не изобретать "серые схемы". Наша задача - не допустить, чтобы деньги уходили кому-то в карман или в никуда. Это целая наука, которая во всем мире называется "прокьюремент". Нельзя писать просто антикоррупционный закон, надо писать экономический закон. И те поправки, которые сейчас вносятся, именно экономического характера. А когда писали закон, думали только о том, как недопустить воровства.
Под эгидой борьбы с коррупцией исчезла, например, квалификация поставщика. Конкуренция стала очень широкой - это хорошо, но конкуренция должна быть добропорядочной. В этой ситуации страдают хорошие, квалифицированные фирмы. У них есть история развития, у них риски, они закладывают лучшую логистику - естественно, что у серьезной фирмы расценки будут выше, чем у фирмы, которая создана только для того, чтобы откачать деньги у государства и тут же пустить их в пыль.
И способ размещения заказа должен выбирать сам заказчик, исходя из экономической целесообразности (конкурс, аукцион или котировка), и должен за это нести персональную ответственность, - убеждена Ирина Кузнецова.
Чрезмерную зарегулированность хозяйственной деятельности бюджетных организаций отмечают многие специалисты. Грубо говоря, для каждой скрепки или рулона туалетной бумаги нужно проводить конкурс. Такого нет нигде в мире. Везде есть нижняя граница применения закона о госзакупках. У нас она - 60 тысяч рублей. Если заказ или закупка дороже, будь любезен провести конкурс или аукцион. В других странах граница применения подобных законов начинается от 67 тысяч евро и выше.
- Нужно разумнее подходить к нижней границе использования такого жесткого инcтсрумента, как закон о госзакупках, - убеждена Ирина Кузнецова. - И понимать, что есть некоторые мелкие вещи, которые надо позволить заказчику с полной мерой ответственности делать самому доступными ему способами, используя нормы гражданского законодательства.
Какой же должен быть этот нижний порог применения закона о госзакупках? По мнению Ирины Кузнецовой, он должен быть, во-первых, разный на товары, работы и услуги, во-вторых, уж точно не 60 тысяч. Например, на услуги этот порог должен быть не меньше 250 тысяч рублей, считает эксперт. Кроме того, было бы нецелесообразно привязывать эти суммы к конкретной ставке Центробанка, которая к этому закону не имеет никакого отношения и может поменяться когда угодно. Возможна привязка нижних границ к бюджету на очередной финансовый год.