В программе - 4 спектакля, пройдут они на трех театральных сценах города. Петербуржцам покажут "Гедду Габлер" Г. Ибсена - постановку Ирины Керученко в Центре им. Вс. Мейерхольда (Москва), "Отелло" В. Шекспира режиссера Антона Коваленко, выпущенного в Барнауле, в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина. Самарский академический театр драмы им. М. Горького и режиссер Максим Кальсин привезут "Бумажный патефон" по пьесе А. Червинского. И, наконец, американский режиссер Роберт Олингер сделал вместе с американскими студентами Школы-студии МХТ спектакль "Тонкие благородные газы" по пьесе своего соотечественника, неизвестного в России драматурга А. Рэппа. Молодая плеяда взялась за мировую классику, советскую драматургию, современную пьесу. Пусть это не лучшие достижения мирового театра, а работы неизвестных пока режиссеров, но зато в них - ощущение школы Мастера, свой собственный, индивидуальный стиль.
Фестиваль задуман директором - художественным руководителем театра "Приют комедианта" Виктором Минковым.
- Мы сами молодые (нашему "Приюту..." нет и 20 лет), - говорит В. Минков, - и решили представлять Петербургу, в котором сегодня сложилась непростая театральная ситуация, творчество молодых режиссеров. В прошлом году свои работы у нас показали ученики Петра Фоменко, сейчас это будут выпускники Камы Гинкаса. А после фестиваля в нашем театре поставят спектакли два молодых режиссера, один ученик Гинкаса, другой - Марка Захарова.
"Привезти в Петербург свои спектакли - это мечта и счастье!" - считают ученики Камы Гинкаса. Мастер уверен: "Несомненно, ребятам дана замечательная возможность показаться в театральной столице. Представьте, как важно, например, привезти в Петербург барнаульского "Отелло" или московскую "Гедду Габлер" и услышать реакцию зрителей. Я работал в Питере и знаю, что питерская публика - строгая и иногда предвзятая, особенно к тому, что нравится Москве".
Российская газета| Кама Миронович, вы чувствуете в учениках свою школу?
Кама Гинкас| К сожалению, нет. Вижу, чувствую, что недоучил их. А вот московские критики говорят: чувствуется школа! Мой характер, мои положительные качества и мои ошибки, я уверен, не могут передаться им. Они все разные, растут в разные стороны. Сейчас у них идет, мне кажется, нащупывание себя. Мускулатура окрепла. Главная задача - выжить. Серьезное испытание, через которое они проходят теперь, - испытание на человеческие качества, на целеустремленность, волю и, конечно, на профессионализм. Очень сложно регулярно ставить спектакли в театре, занимать труппу. Гинкаса рядом нет, московской публики - тоже.
Я видел спектакли своего американского студента, рад за него. Помню, как он приехал ко мне на второй курс, совсем не зная русского языка, как трудно ему было. Кроме того, традиции американского театра настолько далеки от нашей школы... Ирина Керученко ставит спектакли в Москве, уже показывала их на международных фестивалях, имеет признание. Собираюсь в Таллин - посмотреть, как другая моя ученица исковеркала Чехова, "Палату N 6". Журналисты и критики спрашивают меня, не боюсь ли я конкуренции со стороны своих учеников. Становление режиссера - процесс медленный. Когда мои студенты вырастут, выживут, обретут себя как личности, когда определятся их темы, меня, боюсь, уже не будет...
РГ| Чьим учеником были вы?
Гинкас| Я был крепким, способным учеником Товстоногова, перенявшим его методы. Правда, критики считали, что это не так... Следуя принципам Георгия Александровича, всегда говорю своим ребятам: когда вы едете ставить в чужой город, не пытайтесь изменить что-то в этом театре. Сделайте хороший спектакль, и он изменит что-нибудь в политике, экономике, эстетике города.
РГ| А сами вы что сейчас репетируете?
Гинкас| Ничего. Нахожусь в том отвратительном периоде, когда уже отдохнул, надо за что-то браться, но ты не готов, ничего в голову не пришло...