Сотни и тысячи посетителей, очереди за билетами, очереди в гардероб, поскольку на всех номерков не хватает, счастливые посетители, уносящие из ЦДХ пакеты с любимыми книгами, - все как обычно. Ожидается, что за пять дней работы ярмарки ее посетят порядка тридцати тысяч человек. Заметим, что участвуют в ней 250 издательств и книготорговых организаций из 20 стран. Сама ярмарка non/fiction включает в себя еще и ярмарку антикварной книги, и художественную выставку книжной иллюстрации, и фестиваль авторской книги, который проходит в холле ЦДХ сразу у входа в него. И, конечно, это место встречи десятков и сотен творческих людей, обменивающихся мнениями по самым разным вопросам книгоиздания и книготорговли. С некоторыми из этих мнений мы знакомим читателя.
Джон Мак Нами,
президент Европейской федерации книготорговцев:
- Я благодарен за приглашение на ярмарку non/fiction, для меня большая честь принять участие в ее динамично развивающейся деятельности. То, что она сконцентрирована на нон-фикшн, для меня особенно ценно, поскольку именно эту литературу я особенно люблю. Вообще же цель моего визита - обсуждение будущих перспектив книжной торговли и издательского бизнеса в эпоху активного перевода печатных книг в цифровой формат. Нам предстоят, пожалуй, самые глобальные после изобретения книгопечатания перемены. Я хочу объяснить, каким образом издатели и книготорговцы могут выжить в связи с развитием этой ситуации. Технологии оцифровки текстов развиваются очень быстро. О них важно сегодня говорить, чтобы понять, благодаря какой стратегии издатели и книготорговцы в будущем могут не только выжить, но и хорошо заработать в этой новой ситуации. Вообще я уверен, что, несмотря на развитие интернет-технологий, у книжной торговли будущее. Хотя думаю, что количество бумажных книг в будущем будет не таким, как сегодня. Люди будут читать больше, но в основном эти книги будут в электронном формате, и именно те, что сегодня называются нон-фикшн.
Наталья Перова,
директор издательства "Глас", член экспертного совета ярмарки:
- Главная особенность ярмарки в том, что главные ее участники - это независимые малые и средние издательства. Наше издательство выпускает современную русскую литературу на английском языке, и в силу своих занятий я много общаюсь с независимыми малыми и средними издательствами из разных стран. И меня еще в начале 90-х годов потряс тот факт, что большинство этих издательств вовсе и не хотят стать большими. Они ценят ту независимость, ту свободу действий, которую им предоставляет именно этот их статус. Они ищут новые имена, для них счастье найти новый талант, придумать новый проект, создать каким-то особенным образом книгу. Они потом будут жаловаться, что открытый ими талантливый писатель их покинул, перейдя в большое издательство. Но они не поменяют своего положения независимого издательства, продолжая бороться с массой финансовых и иных проблем. И продолжая ту просветительскую деятельность, в которой, собственно, и рождается, и живет культура.
Ярмарка non/fiction проходит в восьмой раз, и в восьмой раз я пою дифирамбы ее устроителям, что они создали кислородное пространство, где эти малые издатели могут дышать, общаться друг с другом, обмениваясь идеями, здесь встречаются разные поколения, здесь масса главных персонажей нашей интеллектуальной жизни представляют свои книги, вручают и получают премии. То есть это важное интеллектуальное событие, которое ждешь каждый год. Честно говоря, я не знаю, как устроители вышли на некую прибыль - даже Франкфуртская ярмарка жалуется, что прибыли у них нет, а есть только постоянное латание дыр. Но когда наши чиновники, всплескивая руками, говорят, что надо начать что-то делать, чтобы продвигать современную культуру, то на ярмарке non/fiction этот процесс и идет уже восьмой год подряд.