За комментариями "РГ" обратилась к одному из его разработчиков - профессору, доктору юридических наук Андрею Лисицину-Светланову, директору Института государства и права РАН:
- Появлению проекта предшествовала долгая дискуссия как среди юристов, так и специалистов, чья деятельность тесно связана со сферой науки, техники, искусства.
На фоне этих процессов Госдумой был принят блок отдельных законов, посвященных регулированию как в сфере авторского права, так и в сфере промышленной собственности. Их принятие потребовало свести все нормы интеллектуального права в один пакет в Гражданском кодексе. Однако разработанный проект части IV ГК концептуально содержит, по крайней мере, два элемента, которые объясняют обоснованность сделанного выбора. Во-первых, в кодекс включили общие положения, определяющие сущность и характер отношений в сфере интеллектуальной деятельности. Во-вторых, разработаны положения, регулирующие рыночную жизнь того, что создано учеными, конструкторами, деятелями культуры.
Вместе с тем позволю себе нелицеприятный прогноз. Одна из глав кодекса - глава 77 "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии", проект которой был внезапно "добавлен", потребует со временем серьезной корректировки. Положения этой главы делают государство хозяйствующим субъектом, что, как показала отечественная практика, государству не свойственно. В современных условиях, когда вопрос о развитии в России инновационных процессов стоит особенно остро, государство должно играть активную роль в построении хозяйственных механизмов, а не становиться одним из игроков на технологическом рынке.
Павел Крашенинников,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ, УГОЛОВНОМУ, АРБИТРАЖНОМУ И ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ:
- Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ, посвященной правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, это важнейший этап в жизни не только всего юридического сообщества, но и всей страны.
Во-первых, завершена кодификация норм, относящихся ко всем видам интеллектуальной деятельности, которая затрагивает авторов, патентообладателей и всю научную и творческую элиту страны. Кроме того, кодифицируются нормы, посвященные средствам индивидуализации, которые непосредственно защищают права коммерческих и некоммерческих организаций. Предлагаются гражданско-правовые методы борьбы с производителями контрафактной продукции.
Во-вторых, принятием этого документа завершена кодификация всего гражданского законодательства РФ, воплощенного в Гражданском кодексе, состоящем теперь из четырех частей и охватывающем общие вопросы гражданского права, нормы о праве собственности и других вещных правах, положения о договорных и других обязательственных правоотношениях, наследственных правоотношениях, а с 1 января 2008 года - и нормы о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Кодификация законодательства, посвященного интеллектуальной собственности, в России имеет устоявшиеся традиции. Еще до революции 1917 года в проекте Гражданского Уложения Российской Империи содержались нормы об авторском праве, правах на изобретения, товарные знаки и фирму. Нормы об интеллектуальной собственности были отражены в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, Гражданском кодексе 1964 года.
Принятие четвертой части ГК обеспечивает преемственность правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в сфере авторского, патентного права, товарных знаков и других объектов. Думаю, это откроет новые возможности для развития интеллектуального потенциала страны и повышения ее авторитета на международной арене.