26.12.2006 03:00
    Поделиться

    Заключенные уральской колонии подали на надзирателей в суд

    Заключенные уральской колонии судятся с надзирателями

    Свой рецепт наведения порядка в зоне предложили недавно заключенные, отбывающие срок в северном Ивделе. Пятеро осужденных из исправительной колонии №62 решили по законам правового общества наказать сотрудников администрации ИК: в зале суда обличить надзирателей, доказав факт издевательства над людьми.

    Поначалу ходили слухи, что нестандартное судебное заседание пройдет в выездном режиме. За колючей проволокой, но на нейтральной зоне. Дескать, в интересах общественного спокойствия нецелесообразно вывозить группу непредсказуемых зэков на территорию города, лучше организовать процесс за колючей проволокой в ИК, не связанной с конфликтом. Но дело вызвало слишком большой резонанс у правозащитников, поэтому его рассмотрение перенесли в зал городского суда Ивделя.

    Правда, в отличие от обвиняемого, начальника оперотдела ИК, который пришел в суд свободным человеком, пострадавших доставили на процесс в автозаке при усиленной охране и поместили за решетку. Только на этот раз высказаться им не удалось, заседание закончилось быстро: суд решил, что прокурорам необходимо дополнительно разобраться в ситуации. Возобновление процесса ожидается только в будущем году.
    Прокурор Сергей Симонов, выступающий обвинителем на процессе, уникальным его не считает:

    - У нас в Ивделе фактически каждый год идут подобные судебные разбирательства, выносятся приговоры, в том числе по статье "Совершение должностным лицом действий, выходящих за пределы его полномочий". Год назад сотрудник одной из колоний был осужден на девять лет за противоправные действия в отношении заключенных. О чем сейчас шумят, не понимаю.

    Но прогремело "ивдельское дело" не случайно, оно еще до начала процесса стало знаковым для отечественной системы исполнения наказаний. Прежде всего, благодаря широкой огласке процесса, соответствующего всем требованиям российского законодательства. В таежном Ивделе надежды на правозащитное эхо почти никакой. Этот небольшой населенный пункт окружен непроходимым лесом и множеством зон. Контролирует соблюдение законодательства в местах не столь отдаленных ивдельская прокуратура по надзору, но и прокурору из тайги доставить жалобу нелегко.

    Нынешнее дело тоже началось со стихийного протеста - с голодовки. Как рассказал один из истцов, освободившийся недавно Вячеслав Коновалов, он с товарищами в знак протеста против вымогательства с заключенных денег объявил голодовку. Три дня бунтари не прикасались к еде, после этого их раздели до белья и поместили в штрафной изолятор. На дворе - начало марта, в ШИЗО поддерживали бодрящую уличную температуру, иногда подливали ведро холодной воды.

    По словам единственного адвоката, который защищает на процессе интересы одного из потерпевших - Евгения Неуймина, заключенные начала этого процесса добивались около восьми месяцев. Они написали жалобы в прокуратуру и передали их на волю через освободившегося товарища. Так "малявы" попали в надзорные органы, узнали о них и сотрудники общественной организация "Правовая основа". Правозащитник Алексей Соколов с горечью констатирует, что нереально провести собственное расследование подобных сообщений, поступающих из колоний: общественников просто не пускают в места лишения свободы для проведения независимых инспекций.

    Ивдельский процесс, помимо правозащитников, стимулировала еще специальная комиссия Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Минюста, проверявшая нынешним летом все колонии, расположенные близ Ивделя. В итоге холодным душем ШИЗО вплотную занялась прокуратура. Правда, в своих жалобах заключенные требовали привлечь к суду целую группу сотрудников ИК­62, однако уголовное дело возбуждено только в отношении начальника оперативного отдела капитана Светлодухова.
    С тем, что в действиях капитана усматриваются нарушения, согласны и в ГУФСИН по Свердловской области. Как подчеркнула в комментариях для журналистов начальник пресс­службы управления Елена Тищенко, нарушения были вскрыты не по заявлениям заключенных, а в ходе прокурорской проверки исправительного учреждения. Причем заключались они не в применении холодного душа, а в неправильно оформленных документах на применение наказания к провинившимся заключенным. Елена Тищенко утверждает, что причиной наказания послужило употребление осужденными марихуаны, о чем говорится в заключении независимого эксперта - врача-­нарколога центральной Ивдельской больницы. А чтобы подобные неприятные инциденты больше не случались, во всех колониях региона сейчас проходят занятия с личным составом, где учат правильно и своевременно оформлять всю необходимую документацию.

    Родственники заключенных на судебный эксперимент своих оступившихся сыновей смотрят с опаской, если не со страхом. Отец одного из потерпевших, который попросил не называть его фамилию, так и сказал:

    - Здоровье сын в зоне уже потерял, несколько месяцев передаем ему в тюремную больницу одни лекарства. Дай Бог, чтобы после этого судебного процесса остался жив…

     комментарий

    Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

    - Серьезная проблема соблюдения законности в системе исполнения наказаний действительно существует, и однобоко к ней подходить нельзя. Я считаю, что при ее решении надо исходить из принципа: где бы человек ни находился, его не должны унижать. Преступник уже наказан тем, что лишен свободы. Отнимать при этом еще и человеческое достоинство нельзя.

    Недавно была ситуация, когда мы предлагали амнистировать заключенного одной нижнетагильской колонии. Парень получил небольшой срок за не самое серьезное преступление. Но выпустить его по амнистии на свободу отказывались, потому что за ним числится два административных нарушения. Какие? Он дважды за время отбывания срока лег спать в верхней одежде: устал после работы так, что не смог раздеться. Это и есть злостные нарушения режима.

    Что касается Ивдельского процесса, то он, действительно, знаковый. Это цивилизованный подход к ситуации уверенных в себе людей. И суд, по­моему, внимательно отнесся к делу. Теперь необходимо взвесить все доводы за и против, чтобы вынести объективное решение. Кстати, заключенные бунтуют и в европейских тюрьмах, но, как сказал мне недавно один из европейских правозащитников, гласность подобных процессов - один из признаков демократического состояния общества.

    Поделиться