Новости

28.12.2006 03:00
Рубрика: Экономика

Законная прореха в крыше

Конкурсная система распределения подрядов оказалась ущербной

Дешево и капитально?

Значительная часть жилого фонда Ярославля настоятельно требует ремонта. Как пояснили в департаменте городского хозяйства, особенно большие объемы срочных  в старинной части города - в Кировском, Ленинском, Красноперекопском районах. Да и районы бывших еще недавно новостроек как-то незаметно перешли в разряд "пожилых".

Из 3870 домов, находящихся на обслуживании специалистов городского хозяйства, на 1080 требуется капитальный ремонт кровли. В 1480 домах необходимо заменить сантехническое оборудование. 831 жилой дом обладает электропроводкой, не безопасной для эксплуатации. Да плюс к тому еще 400 домов требуют утепления наружных стен, а около 800  фасадов домов, расположенных в первую очередь в центральной части города, крайне  нуждаются в обновлении к 1000-летию Ярославля.

Фронт работ получается огромный. Есть где приложить и руки, и средства. Бюджетных средств, правда, как всегда, много не бывает. К примеру, в 2005 году было выделено на ремонтные работы 110 миллионов рублей, в нынешнем году чуть меньше - 160 миллионов, а на будущий - опять же выкраивается пока лишь 160 миллионов. Это при расчетной потребности, как сообщили в службах городского хозяйства, примерно раза в три больше.

Встает в связи с этим вопрос строжайшей экономии и рационального  расходования того, что имеется. Именно на это и направлен известный всем хозяйственникам федеральный закон № 94. Он предписывает прежде всего конкурсный подход к выбору подрядчиков - компаний, берущихся за выполнение того или иного государственного заказа, в данном случае - ремонтных работ в городском хозяйстве. И главным принципом отбора среди вступивших в борьбу конкурентов должна служить предлагаемая стоимость работ - кто сумеет предложить более дешевый вариант, того и преимущество.

Тендер и "две табуретки"

Ярославское городское хозяйство в нынешнем  году, по сути, впервые в таком объеме проводило тендер на ремонтные объекты по правилам, продиктованным 94-ым законом. Выставили 114 лотов на конкурс, поучаствовать в котором изъявили желание 112 частных компаний. К первому этапу были допущены из них 54 (остальные по разным причинам отсеялись - кто документы неправильно оформил, кто к срокам исполнения заказа оказался не готов и т.д.). В число победителей вышли 25 организаций.

- Это были именно те компании, которые предложили наилучшие условия - и работы обязались выполнить в положенный срок (не позднее 15 сентября), и гарантии на них предоставить не на два года, как требовалось, а на три и на пять, и, самое главное, - уменьшить стоимость этих работ от 10 до 18 процентов,- пояснил  корреспонденту "РГ" заместитель начальника департамента городского хозяйства Михаил Цветков. - И все бы хорошо, живи да радуйся, успевай принимать работу, если бы не оказались в числе победителей и такие фирмы, о которых принято говорить, что в активе их числятся "стол да две табуретки".

То есть фирмы-посредники, не имеющие производственной базы,  и, что еще хуже, некомпетентные в делах, за которые берутся. Как пример недобросовестной компании Михаил Михайлович называет в первую очередь рыбинскую фирму ООО "Ярремстрой", выигравшую больше всех лотов, - 25 общей суммой на 23, 5 миллиона рублей. Набор ремонтных работ разный: сантехника, общестроительные, электротехнические,  немалая часть - замена кровли. И вскоре выяснилось, что, несмотря на "гладкие бумаги", начались "овраги": победитель конкурса явно не справлялся с заказом - не было кадров, материалов, опыта.

В итоге что-то было сделано за лето впопыхах и как попало. О качестве речи не шло. И сроки ремонта кровли - к 15 сентября - конечно же, были сорваны. Таким образом, к примеру, на крышу дома № 17 по улице Пушкина в Ярославле департаменту городского хозяйства  срочно пришлось перебрасывать одну из профессиональных бригад - исправлять огрехи.

Миллионы не по адресу

Таких недобросовестных компаний оказалось не  одна и не две, а шесть.

В итоге часть недорасходованных столь драгоценных средств, выделенных коммунальщикам на капитальные ремонты, была снята к финишу года, как неосвоенная. В частности, как сообщили в департаменте городского хозяйства,  мэрия "отозвала" 10 миллионов рублей, более 13 миллионов - областная администрация. Досадно.

Поэтому не удивительно резюме руководителей ДГХ по итогам года: 94-ый закон требует доработки, он ухудшает ситуацию, тендеры в таком виде, если и могут применяться с пользой в других отраслях, но не в системе ЖКХ.  Потому что ремонты в жилищно-коммунальном хозяйстве имеют специфику, и любые огрехи в обслуживании больно бьют по качеству жизни квартиросъемщиков.

На стадии конкурса заказчик лишен возможности проверить, есть ли у исполнителя заказа опыт, штат и оборудование. Специалисты департамента городского хозяйства, делая расчеты выставляемых на конкурсы заказов, опирались на государственные сметы и СНиПы, и там практически нечего, по их мнению, было уже больше удешевлять, а значит, за этим стоит только стремление компаний победить любой ценой.

Такова точка зрения специалистов городского хозяйства. С ней, по сути, согласен и руководитель областного департамента жилищно-коммунального  хозяйства Андрей Епанешников, считающий, что ценовой фактор при проведении конкурсов в этой сфере нельзя считать основным. Там непременно должны приниматься в расчет дополнительно и сроки исполнения заказов, и качество, и базовая оснащенность, и опыт работы.

 комментарий


Алексей Кузнецов, директор департамента  государственного заказа Ярославской области:

- Считаю, что речь идет прежде всего о недостаточно внимательном применении на практике всех возможностей, которые предоставляет этот закон. Исключены из закона требования к квалификации компании? Зато есть возможность самым детальным образом заложить в конкурсные условия технологичность и характер работ, а также - какому именно качеству должны эти работы соответствовать. Не выполнил подрядчик требования - он должен знать заранее, какую заплатит в этом случае неустойку - вплоть до стопроцентной компенсации расходов заказчика. Просто это должно быть оговорено заранее и заложено в условия.

Задача конкурсной комиссии  досконально проверить компании-участников тендера: нет ли за ними долгов, судебных дел, не находится ли какая-либо из них в процессе ликвидации. И - все.  Остальное зависит от предусмотрительности заказчика. И еще один нюанс. Компании, выполняющие муниципальный заказ,  оставляют по условиям залог, в данном случае в 5 процентов от общей суммы выигранного тендера. Но ведь можно сумму залога поднять и до 30 процентов, законодательство позволяет. Причем, это обеспечение исполнения контракта может оставаться у заказчика не только до конца работ, но и до окончания гарантийных обязательств по этому контракту (тогда не дадут неоправданных гарантий).  Если же при этом еще и аванса не выплачивать под будущие работы - вот тогда и проявится, какая фирма состоятельна, имеет квалификацию и соответствующую техническую базу.  Ибо в ином случае на такие условия она не пойдет, так как просто их не потянет. И подрядчик с "двумя табуретками в активе" отпадет сам.

Получается, что, очевидно, при подготовке следующих конкурсов предстоит больше внимания уделить всем этим моментам и более тщательно отработать условия в том ключе, в каком хотелось бы заказчику. Специалисты нашего департамента, кстати, готовы оказать в этом методическую помощь.

А 94-ый закон, на мой взгляд,  уже нормально работает во многих сферах и позволил за девять месяцев этого года сэкономить более 60 миллионов рублей бюджетных средств.

Экономика ЖКХ Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль Реформа ЖКХ