Греф: переговоров с Белоруссией не было

Россия не откроет официальных переговоров с Белоруссией до тех пор, пока последняя не отменит транзитную пошлину и не возобновит перекачку, сказал министр.

Таким образом, прилетевший вчера в Москву вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков участвовал не в официальных переговорах, а в неформальной встрече. Это совпадает с позицией, которую сформулировали на заседании в минэкономразвития накануне, 8 января, и которую наш источник в этом ведомстве передал так: "Если вести переговоры сейчас, мы тем самым фактически подтверждаем законность взимания Белоруссией экспортных пошлин". В то же время министр заявил, что после неформальной встречи стороны расстались "на позитивной ноте". Однако позиция России не претерпела изменений. "Мы просим вернуться Белоруссию в международное правовое пространство", - сказал министр.

Между тем главный вопрос этой минуты - есть ли альтернатива движению нефти через Белоруссию? Российские чиновники не скрывают, что ситуация сложная, но все-таки уверенно говорят: в среднесрочной перспективе такие возможности есть.

Первым о том, что Россией предпринимаются усилия по поиску "белорусского обхода", заявил глава "Транснефти" Семен Вайншток. Вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подробно рассказал, о чем идет речь. По словам г-на Христенко, "в среднесрочной перспективе заместить белорусское направление транзита российской нефти можно, в долгосрочной - абсолютно точно". В то же время он признал, что "просто так, по мановению волшебной палочки, заменить одно направление транзита на другое в течение двух дней невозможно", цитируют слова министра информационные агентства.

Главная надежда - на дальнейшее усиление Балтийской трубопроводной системы. Министр напомнил, что еще несколько лет назад по ней перекачивалось всего 12 миллионов тонн нефти, сегодня - 75 миллионов тонн, через 2-3 года будет 110 миллионов тонн.

Одновременно Россия намерена расширять транзит и через другие каналы. Министр вчера упомянул Черноморское направление, где, по его словам, пора "расшивать узлы". Он также коснулся других географических пунктов, которые уже не имеют прямого отношения к поставкам топлива в Евросоюз - это строительство трубопроводов в Восточной Сибири и терминалов на Тихом океане.

Что же касается быстрого решения проблемы, то, по признанию министра, здесь возможны только перевозки какими-либо видами транспорта: по железной дороге или по рекам. Рассматривается вопрос об увеличении загрузки российских НПЗ с тем, чтобы вывозить не нефть, а нефтепродукты. Однако министр несколько раз отметил, что если этих "пожарных" мер будет недостаточно, к сожалению, не остается другого пути кроме как сократить добычу нефти. Естественно, временно. Этого можно избежать, впрочем, за счет увеличения экспорта на восточном направлении. "Сложа руки мы не сидим и будем дальше продолжать наращивать свои возможности и на балтийском направлении, и на северном направлении, по маршруту Харьяга-Индига, и на восточном направлении, и на южном", - отметил он. Даже несмотря на то, что строить на востоке страны непросто (климат, высокие требования к экологии), Россия строит, и строит быстро. Ветка "Восточная Сибирь - Тихий океан" будет построена с соблюдением всех экологических норм, но в три раза быстрее, чем принято. В качестве доказательства он привел в пример БТС, где темпы строительства именно таковы.

Правительство действует быстро и четко, хотя в странах ЕС запасов на хранилищах хватит на 130 дней, и ЕС "здесь и сейчас" ничего не теряет. "Надежность покупателей и потребителей выше в данном случае, чем надежность у российских нефтяников", - предельно откровенно подытожил министр.