01.02.2007 04:00
    Поделиться

    Прокуратура взяла реализацию нацпроектов под контроль

    Национальные приоритеты пользуются особым вниманием прокуратуры

    Не так давно в интервью "Российской газете" первый заместитель Генерального прокурора России Александр Буксман оценил общий годовой рынок коррупции в стране цифрой, сопоставимой с государственным бюджетом. Если это так, то легко подсчитать, сколько километров непостроенных дорог, жилья, детских садов и школ, неполученного медицинского оборудования, не проиндексированных зарплат бюджетников "оседает" в карманах отечественных чиновников и бизнесменов всех уровней, понятно, без  учета налогообложением. Прокурор Воронежской области на коллегии, посвященной итогам работы в прошлом году и задачам на год нынешний, не назвал объемы коррупции в своем регионе, возможно, достоверных цифр таких нет еще и в природе. Но о том, что нравы у российских чиновников примерно везде одинаковы, свидетельств немало. Как-то губернатор Владимир Кулаков, говоря о реализации нацпроекта "Доступное жилье", высказался о служащих некоторых федеральных ведомств, действующих в области: "В некоторые ведомства мои подчиненные выезжали по пятнадцать-двадцать раз, чтобы решить элементарные вопросы. Один федеральный  чиновник вообще потребовал от областной администрации заплатить ему за согласование 20 тысяч рублей и взять на работу одним из руководителей проекта его родственника. Даже не представляю, что они требуют от простых строителей, если выдвигают такие требования областным чиновникам! Такие горе-работники должны немедленно уходить в отставку".

    Но сами они по доброй воле, разумеется, хлебные места не покинут, тут без помощи правоохранительных органов чаще всего не обойдешься. И "сито" прокурорских проверок, судя по всему, становится все чаще. В прошлом году выявлено более 900 нарушений законности государственными и муниципальными служащими, девяносто лиц привлечено к уголовной ответственности. Только в рамках проверок хода реализации национального проекта "Здоровье" выявлено 372 нарушения,  заведено два уголовных дела, семи руководителям вынесены предупреждения.

    Но могут ли кого-то порадовать эти данные? Вряд ли и сами работники прокуратуры испытывают от них большое удовлетворение. Сколько материалов о незаконных действиях чиновников, собранных с таким трудом в ходе оперативно-следственной работы, так и остаются в шкафах, не дойдя до суда! А большинство заведенных уголовных дел кончаются оправданием или благодушно-условным приговором. В чем тут дело - только ли в пресловутом "либерализме и попустительстве" судей? Пожалуй, главная причина в том, что наша экономика и бизнес развиваются быстрее законодательства, не успевающего реагировать на негативные аспекты столь быстрого болезненного для основной части населения перехода к реалиям рынка. Современная коррупция многообразна, изощренна, развивается параллельно с технологиями в сфере денежного оборота и давно уже не ограничивается анекдотическими "конвертами" из рук в руки. Все это требует новых, соответствующих реалиям, методов выявления и противодействия преступности. Значит - и новых, все более совершенных, программ подготовки кадров правоохранительных органов для борьбы с экономическими преступлениями. А сможет ли нынешний юрист, выпускник университета или института МВД, провести экспертизу коррупциогенности закона или иного подзаконного акта, принятого на областном или муниципальном уровне? Вряд ли. В процессе образования куда больше времени уделяется общим дисциплинам, важным для ведения следствия и судопроизводства, но не дающим представления о механизмах современной экономики. О системной подготовке квалифицированных борцов с экономическими преступлениями и коррупцией, об интеллектуализации этой борьбы пока еще говорить не приходится.  Запрос органов прокуратуры и МВД на такие кадры вузами должен быть услышан.

    Практика показывает, что фактически каждый новый закон - областной или федеральный - может использоваться на местах как во благо обществу, так и во вред. Прокуратурой выявлено свыше 6 тысяч нарушений законодательства, допущенных в прошлом году органами местного самоуправления, в основном теми из них, что только что были созданы в соответствии с Федеральным законом № 131. Главным образом нарушения случались при разделе имущества между муниципальными образованиями. Справедливости ради стоит сказать, что нарушения порой провоцируются противоречиями в самом законодательстве. Тот же 131-й закон такие функции, как утверждение правил землепользования, застройки, выдачи разрешений на строительство и изъятие земель, закрепляет за поселениями, в то время как внесенными изменениями в Земельный кодекс право распоряжения земельными участками, находящимися в госсобственности, предоставлены муниципальным районам. Понятно, что подобные "разночтения" в законах нетрудно использовать по своему усмотрению в чьих-то корыстных интересах. Муниципальная реформа, несомненно, способствует развитию инициативы и активности на местах. В том числе, к сожалению, и противозаконной.

    Тем временем

    В Воронеже будет создана городская прокуратура, сообщил на пресс-конференции прокурор области. По словам Николая Шишкина, вопрос в принципе согласован с Генеральной прокуратурой России. Многие преступления, действительно, носят не районный, а общегородской характер и расследовать их легче в масштабах города. Будет ли вновь создающаяся структура обеспечена набором дополнительных штатных должностей или станет формироваться за счет "поджатия" областной и районных прокуратур? На этот вопрос корреспондента "РГ" Николай Шишкин ответил, что вопрос еще прорабатывается в Москве. Во всяком случае, сказал он, мы должны получить боевую дееспособную структуру, способную решать усложняющиеся задачи, разумеется, не в ущерб деятельности районных звеньев, которыми она станет руководить.

    Поделиться