Почему буксует миграционная революция

За время миграционной революции, начавшейся 15 января с введения новых законов, встали на учет около полумиллиона трудовых мигрантов (на 22 февраля - 517 тысяч).

 

Если в России действительно, как утверждает Федеральная миграционная служба, 10,2 миллиона нелегалов, значит, легализовалась всего лишь одна двадцатая часть огромной подпольной армии. Это, конечно, мало.

А в последние дни очереди за легализацией сильно поредели. Миграционная революция начинает, судя по всему, тормозиться, чего, впрочем, и следовало ожидать. Ведь на самом деле наличие массы нелегалов выгодно и работодателям, которые привыкли эксплуатировать напропалую дешевый труд, и милиции, которая давно превратила "борьбу" с нелегалами в доходный бизнес, да в какой-то степени выгодно и самим трудовым мигрантам. Пребывая в тени, они избавлены от всех регистрационных мытарств, не платят налогов, а их непритязательность - их главное конкурентное преимущество перед местными. Потому совершенно закономерно, что процесс легализации будет встречать и уже встречает отчаянное сопротивление. На какие только ухищрения не идут те же миграционные чиновники, пограничники, разного рода посредники! Пользуясь неизбежной в первое время неразберихой, все спешат сорвать свой куш. И могут, конечно, скомпрометировать новые начинания, возбудить очередной взрыв мигрантофобии в обществе.

Между тем совершенно очевидно, что ни оставить беспривязно бродить миллионы нелегалов, ни депортировать их вон наша страна практически не может. Депортация одного мигранта стоит, между прочим, около тысячи долларов. Да и разумно ли вообще применять для борьбы с нелегалами такой репрессивный способ, как депортация, если Россия взяла курс на привлечение мигрантов-соотечественников? Ведь доказано уже и демографами, и экономистами, признано уже на самом высоком уровне, что мигранты - не обуза, а благо для России.

Значит, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы миграционная революция, едва начавшись, с позором провалилась.

О неизбежных заторах с легализацией, которые сегодня становятся все более очевидны, заранее предупреждали эксперты и правозащитники, требуя проведения иммиграционной амнистии.

Такие "амнистии" (легализация мигрантов упрощенным способом) проводят, как известно, все цивилизованные страны перед тем, как изменять законодательство. Понятно же, что для того, чтобы начать новую жизнь в доме, нужно сделать хотя бы элементарную уборку.

В наших условиях понятие "амнистия" вызывало отторжение. Дело в том, что подавляющее большинство российских нелегалов - не настоящие нелегалы, а наши вчерашние соотечественники, которые въехали к нам законно по безвизовому режиму, но выпали из правового поля из-за несовершенства законодательства и мздоимства чиновников. Говорили, что слово "амнистия" необходимо заменить трудно выговариваемым термином "регуляризация". Мол, это тоже термин, употребляемый в мировой практике.

Что ж, дело не в названии. Дело в том, что введение нового закона, значительно облегчающего регистрацию мигрантов по месту пребывания, по сути касается только вновь въезжающих. Что же делать тем миллионам нелегалов поневоле? Я слышала от одного ответственного чиновника: "А что им стоит - пусть выедут, получат новую миграционную карту на границе и легально въедут..."

Самые дисциплинированные поспешили подчиниться и действительно съездили "за границу", чтобы добыть бумажку со штампом. Потратились, влезли в долги, кто-то потерял работу из-за прогула. О грабежах на таможнях я уже писала в прошлой статье "Очередь в Россию" ("РГ" N 31 от 14.02.07). Но вот ведь обида: даже многие из съездивших "отличников" все равно не смогли легализоваться. По новому закону каждый въезжающий в Россию обязан в течение трех дней найти адрес для временной регистрации. Так, впрочем, было и в старом законе, а революционность нового состоит в том, что теперь мигрант не должен срочно находить себе место жительства, ему достаточно уведомить миграционную службу (можно через почту), что он прибыл в страну, и сообщить любой адрес для учета частного лица, предприятия или общественной организации. Однако из-за огромных очередей, из-за растерянности миграционных сотрудников (им трудно, конечно, мгновенно освоить новое правило), из-за того, что почтовые отделения не сразу стали принимать заявления от мигрантов, да и бланки поступили с большим опозданием, это законодательное облегчение помогло, увы, немногим. Да мало ли еще объективных и субъективных трудностей вдруг возникло на пути реформы! А результат парадоксален: новое законодательство, призванное стать инструментом реальной борьбы с нелегальщиной, стало, наоборот, методично штамповать новых нелегалов. Тот, кто не сможет обернуться за три дня, уже опоздал. И сразу - нелегал.

Такое впечатление, что мы специально устраиваем какие-то тараканьи бега. Кому это, кроме прилипал-взяточников, нужно и выгодно?

Итак, второй месяц миграция живет по новым законам, а старые завалы как грехи вперед не пускают. Не удается провести повальную "регуляризацию" по принципу: "Уедьте, а потом въедьте". Не бросились все десять миллионов добывать миграционные карты на границе. И хорошо, кстати, что не бросились. Это сколько бы строек заморозилось, сколько общественного транспорта замерло бы из-за их отлучек с рабочих мест?

И вот ФМС решилась наконец сделать шаг, который давным-давно надо был сделать: подготовлены методические рекомендации, позволяющие легализовать тех трудовых мигрантов, которые придут, что называется, сами "сдаваться". Достаточно будет проверить, не числится ли этот человек в черных списках МВД, и взять с него штраф в две тысячи рублей за нарушение режима пребывания, как это предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Сообщения об этой акции уже появились на страницах газет, и, как водится, возникло уже и много путаницы, смущающей и без того не знающих, что делать мигрантов. Акцию в газетах называют "иммиграционной амнистией", хотя это всего лишь робкая попытка "регуляризации". Причем опять заранее расставляются колья-ограничители. Существует, например, перечень отраслей, где можно получить легализацию, заплатив штраф. А в остальных отраслях, значит, нельзя?

Но если одним из условий упрощенной легализации предусмотрено предварительное заключение договора с работодателем (так называемый договор отложенного действия), значит, этот человек нужен в России и зачем же ограничивать круг профессий? Почему, например, грузчику войти в правовое поле можно, а воспитательнице детского сада нельзя?

Я уверена, что для успеха миграционной революции Федеральной миграционной службе необходимо действовать чутко, оперативно и обязательно - с думой о будущем. Ясно же, что все нелепые правила и инструкции, мешающие притоку в Россию столь необходимых нам трудовых мигрантов, обязательно и скоро придется отменять. Так для чего же напрасно мучить людей? Неужели не понятно, что бюрократическими издевательствами мы можем отбить у наших соотечественников желание ехать в Россию и они устремятся в другие страны, где тоже острая нехватка рабочих рук и где их будут принимать куда более милосердно?