Итальянец был захвачен талибами вместе со своими 25-летними переводчиком Аджмалом Нашкбанди и водителем Саидом Агой 4 марта в афганской провинции Гельманд. Поначалу боевики утверждали, что все трое были шпионами интернациональных вооруженных сил и угрожали казнить заложников, если не будут выполнены их требования - вывод двухтысячного итальянского военного контингента из страны, прекращение натовских бомбардировок формирований "Талибана".
После длившихся почти две недели переговоров талибы, правда, существенно снизили планку своих "запросов" и согласились отпустить журналиста, если из тюрьмы будут выпущены трое их соратников. "Мы убедились, что Мастроджакомо и его переводчик - действительно журналисты, а не шпионы", - заявил главарь талибов в провинции Гельманд Ибрагим Ханифи. А водителя талибы в пятницу все же казнили, обвинив в шпионаже.
Итальянские власти, как и обещали, действительно задействовали все имеющиеся у них каналы для освобождения заложников. Премьер Романо Проди и министр иностранных дел Массимо Д Алема вели интенсивные переговоры с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Кроме того, Рим поддерживал постоянную связь с руководителем итальянской гуманитарной организации "Эмердженси" Джино Страда, который выступал посредником в переговорах по освобождению Мастроджакомо.
В конце концов в воскресенье представитель талибов некто Кари Мохаммад Юсуф сообщил, что итальянский журналист Мастроджакомо и его афганский переводчик освобождены. И все же ситуация до конца пока не прояснилась. Дело в том, что чуть позже Ибрагим Ханифи заявил о том, что не может подтвердить сообщение об освобождении журналиста "Репубблики".
Появилась информация, что талибы передали Мастроджакомо вождям местных племен, где он будет находиться, пока не выпустят из тюрьмы троих боевиков. Афганское правительство якобы согласилось на освобождение лишь двоих из них. В ответ талибы, по поступившим в редакцию "РГ" к вечеру воскресенья сообщениям, пригрозили вновь взять в заложники итальянского журналиста.