Российская газета | В минобрнауки прошла научная конференция "Тестирование в профессиональном образовании". Это плановое мероприятие или ситуация с качеством нашего высшего образования действительно плачевная?
Виктор Болотов | Многие вузы сами стали создавать систему менеджмента качества. Ведь давайте говорить откровенно: все разговоры по управлению качеством без внешней независимой экспертизы - в пользу бедных. Получается, сам себя проверил, сам себе и отметки выставил. Всем уже давно понятно, что нужно организовать систему внешней оценки.
С другой стороны, мы начали использовать тестовый материал (так называемые аттестационные педагогические измерительные материалы) при аттестации и аккредитации вузов тоже достаточно давно. Это делалось, чтобы понять, усваивают ли студенты стандарт. Используем тесты и при внеплановой проверке вузов в регионах. И, скажем откровенно, результаты не очень радуют. И наконец, два с половиной года назад был начат эксперимент "Федеральный интернет-экзамен". Тогда наше Национальное аккредитационное агентство разработало тестовые материалы и стало предлагать их тем вузам, которые хотели разобраться, что же у них реально происходит. Абсолютно на добровольных началах.
РГ | И многие согласились вынести сор из избы?
Болотов | Вузы проявили к интернет-экзамену огромный интерес. Сейчас в нем участвует примерно половина наших учебных заведений.
А по поводу "сора из избы"... Подчеркиваю, никаких санкций с нашей стороны по отношению, скажем так, к "не очень хорошо успевающим" вузам по результатам интернет-экзамена нет. Эта "картинка" прежде всего нужна ректору и проректору по учебной части.
Кстати, "хорошие" учебные заведения сами заинтересованы в том, чтобы предъявлять результаты тестирования Рособрнадзору для учета при государственной аттестации и аккредитации.
РГ | На какой стадии сейчас новый эксперимент?
Болотов | У нас пока три нерешенные задачи. Нужен единый банк тестовых материалов. В перспективе он будет открыт для всех желающих. Для учета при государственной аттестации и аккредитации предстоит отработать процедуру проведения тестирования и регламент экзамена. Сами понимаете, можно пригласить на тест одних отличников, а на стенах аудитории развесить подсказки. Поэтому мы планируем, а вузы Сибири, Юга и Центра России нас поддерживают создать в регионах представительства Росаккредагентства, которые будут следить, чтобы процедура интернет-экзамена была честной: выборка - репрезентативной, а компьютеры - чистыми.
РГ | Уже были неожиданные результаты: скажем, студенты престижных вузов вдруг показали слабенький результат?
Болотов | Скажу одно: сильные университеты с удовольствием идут на федеральный экзамен и присылают нам на коллегии свои "портфолио" с результатами. Причем это касается и амбициозных негосударственных учебных заведений. А вот слабенькие в этот процесс втягиваться не торопятся. Особенно это относится к филиалам. Впрочем, пока интернет-тестирование - дело добровольное.
РГ | За рубежом пробовали тестировать студентов по Интернету?
Болотов | Вузы, конечно, пользуются интернет-ресурсами для проверки студентов: такой сервис предлагается в рамках внутривузовских систем качества образования. Что же касается использования дистанционных форм при государственных процедурах аттестации, то такой практики в мире нет. Мы, видимо, будем первые.
РГ | Все это очень напоминает ЕГЭ, но для вузов.
Болотов | ЕГЭ - это аттестация конкретного Петрова или Васечкина, но не школы. А интернет-экзамен - оценка вуза: справляется ли со стандартом или нет. Для студента он никаких последствий не несет: ни пятерок, ни двоек в зачетке.
РГ | Какие предметы выбирают для тестирования?
Болотов | Базовые для данной специальности. Так как мы тестируем третий курс, то интересуемся пока качеством фундаментальных знаний, общей грамотностью и умением мыслить. В перспективе круг предметов расширится. Так, математика для психологов, конечно, не самый важный предмет, однако все же интересно, остается ли что-нибудь в головах студентов после лекций? Или преподаватель только делает вид, что читает ее студентам, а те - что слушают.
Тест по гуманитарным предметам осложняется еще и тем, что вузы придерживаются разных научных школ. Поэтому и составление экзаменационных материалов - дело трудоемкое. Нужно время, чтобы утрясти разногласия.
РГ | Коль скоро пошла речь о качестве отечественного вузовского образования, хочется узнать, проводилось ли тестирование знаний иностранного языка? "Безъязыкость" студентов - старая болезнь.
Болотов | Ваша правда. Владение иностранным языком - одна из ключевых компетенций современного человека. Но пока интернет-тестирования по иностранным языкам нет. Обсуждается бакалаврский экзамен. Но ввести его очень сложно, потому что он включает чтение, говорение, письмо и аудирование. Это недешевая процедура. К тому же на таком экзамене обязательно присутствие преподавателя. Самостоятельно, по Интернету, сдать не получится. Американцы пытаются проводить языковые тесты в Сети - пока получается с трудом: нужна сложная техника, микрофон.
РГ | На конференции по тестированию в профобразовании были высказаны разные мнения, и не только восторженные...
Болотов | Кое-кто считает, что прежде чем "ввязываться в новый эксперимент", нужно поручить ученым поработать над теорией. Однако, я думаю, что, стоя на берегу, плавать не научишься. Кстати, федеральное тестирование уже показало, что сам стандарт высшего образования нуждается в корректировке. Особенно это касается гуманитарных вузов. Скажем, по мнению многих, психологи слишком углубленно изучают математику. Между тем существуют специальные компьютерные программы, которые в два счета справляются со сложными статистическими подсчетами. Я это к тому, что скоро пойдет обратная реакция: результаты интернет-экзамена будут учитывать при разработке стандартов высшего образования третьего поколения, которая уже началась.
РГ | Школьные выпускники уже на финишной прямой. Ждать ли им чего-то нового от ЕГЭ-2007?
Болотов | Пусть будут спокойны: все схемы экзамена, которые осенью обсуждались в субъектах Федерации, остаются без изменений.
РГ | Сколько регионов не входят в "единое" пространство и почему?
Болотов | Три. Чеченская Республика пока не может гарантировать на сто процентов безопасность детей во время экзамена. Ведь собирается в одном месте большое количество народу. А вы помните, что во время выборов были попытки провести террористические действия в избирательных пунктах.
Приморский край собирается начать эксперимент в 2008 году. А в Нижегородской области против ЕГЭ министр образования.
РГ | Закон о ЕГЭ подписан президентом. Готов ли список, "освобожденных" от ЕГЭ вузов?
Болотов | Нет. Сначала нужно оговорить причины, по которым вузы будут иметь право на дополнительные испытания. Кстати, это может коснуться не всех специальностей учебного заведения. К примеру, основные специальности Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, безусловно, попадут в этот список. А вот непрофильная юридическая - думаю, нет. Одним из ведущих критериев отбора, и это мы уже обсуждали с министром образования и науки, будет большой конкурс высокобалльников по ЕГЭ. Если, скажем, на какой-нибудь факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова придет их больше, чем есть бюджетных мест, вуз проведет дополнительные испытания. Критерии будут разработаны уже в этом году.
РГ | Вопрос еще об одном списке - обязательных для ЕГЭ предметов.
Болотов | Что греха таить, гуманитарии, сдавая математику, ждут от учителей поблажки на экзамене. И для добросовестных педагогов не секрет, что примерно 20 процентов школьников не могут сдать тест ЕГЭ по математике даже на тройку. Лишить такую армию выпускников аттестата мы не имеем права. Заставлять любителей истории или литературы изучать этот предмет на современном уровне - тоже нечестно. Ведь это не пригодится им в жизни. Поэтому обсуждаются разные подходы к решению этой проблемы. Например, высказывается мысль, чтобы для разных профилей в школе был разный набор обязательных предметов. Скажем, русский язык, математика и физика или русский, литература и история.
Есть и другое предложение: в государственную итоговую аттестацию включать только предметы, которые изучались на углубленном уровне, а по остальным ставить зачеты по итогам школьной успеваемости.