В 2000 году Алисия обратилась в Страсбург, когда польские судебные инстанции отказались удовлетворить ее иск к государству. Дело в том, что пани Тыщенц, будучи беременной третьим ребенком, собиралась сделать аборт, но польские гинекологи отказали ей в этом праве. В Польше, как известно, действует закон о запрете абортов. Они разрешены только тогда, когда беременность наступила в результате изнасилования, если плод в утробе изначально с патологией и роды угрожают здоровью женщины.
Именно на это - последнее - исключение из правил и ссылалась Алисия. В частности, окулисты предрекали ей после родов едва ли не полную слепоту. Но подтвердить документально такой прогноз никто из медиков не решился. Хотя бы потому, что в случае ошибки они сами могли оказаться перед судом, а потом и за решеткой. Как признался министр здравоохранения Польши Збигнев Релига, врачи в подобных ситуациях стараются перестраховаться, поскольку опасаются преследования со стороны прокуратуры.
В итоге Тыщенц в 2000 году родила третьего ребенка - девочку Юлю. И практически потеряла зрение. Получив первую группу инвалидности, женщина начала судебную тяжбу сначала в Польше, а затем передала свою жалобу в Страсбург. В Европейском суде к претензиям Алисии отнеслись с пониманием, хотя и рассматривали ее дело довольно долго. Сегодня Юле - так зовут третьего ребенка Тыщенц, уже семь лет.
Но она не скрывала, что будь у нее лишняя тысяча долларов - столько стоит подпольный аборт, то избавилась бы от плода. Европейский суд, разумеется, не вникал в проблемы польского нелегального "здравоохранения" в Польше. Он опирался лишь на положения Европейской декларации о правах человека, которые в данном случае были нарушены, и, как это ни странно, на польское законодательство. Как пояснили евросудьи, если бы в Польше аборты были запрещены полностью, то дело Алисии выглядело бы безнадежным. Но в стране оговорены исключения из "правил", одним из которых польские медучреждения пренебрегли.
Польский закон о прерывании беременности считают самым суровым в Европе. По статистике, за год в многомиллионной стране делают всего 150 операций.
Жизнь без начала
Ежегодно число абортов в мире превышает 55 миллионов. На каждую тысячу рождений приходится 300-500 случаев прерывания беременности.
Ежегодно примерно 70 тысяч женщин умирают от осложнений при абортах. Однако многие страны так и не решились ввести запрет на эти операции.
Кроме России, аборт в первые 12 недель беременности разрешен в Чехии, Бельгии, Дании, Норвегии. В первые десять недель разрешаются аборты в Турции, в Хорватии и Франции. В первые 90 дней - в Италии. В Канаде аборты разрешены до 18 недель.
Аборт по социально-экономическим и медицинским показаниям на поздних сроках (до 24 недель) разрешен в Японии и Англии, но запрещен в Шотландии. В Финляндии, Германии и Испании аборты по социальным причинам разрешены до 12 недель, а на более поздних сроках - только в случае угрозы жизни и здоровью матери или при серьезных аномалиях плода. Такие аборты разрешены также в Венгрии, Исландии, Люксембурге.
В Польше, Аргентине, многих странах Латинской Америки и Африки разрешены аборты только при угрозе жизни и здоровью женщины. В Ирландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Афганистане, Анголе, Египте, Папуа-Новой Гвинее, Непале аборты полностью запрещены.
В США аборты были легализированы решением Верховного суда, принятым 34 года назад. Тем не менее в Соединенных Штатах действуют более 3,4 тысячи групп и организаций, выступающих за тотальное запрещение прерывания беременности. И это при том, что в стране существует только 2,5 тысяч клиник, где выполняют эти операции.
Кстати, президент США Джордж Буш, который известен как яростный противник абортов, в первые дни пребывания в Белом Доме потребовал, чтобы США не оказывали помощь тем международным организациям, которые имеют программы, связанные с проведением абортов.
Католическая церковь также осуждает аборт и отвергает любую искусственную форму прерывания беременности. Однако позиция церкви в этом вопросе противоречит фактическому отношению к абортам большинства верующих в католических странах. Именно этот факт чаще всего приводится критиками Ватикана в качестве наиболее серьезного обоснования "оторванности" католической церкви от современных реалий.