Анатолий Антонов: Глобальное партнерство во имя глобального мира

В июне 2002 года на саммите "восьмерки" в Кананаскисе (Канада) ее лидеры учредили Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения (ГП). Они также определили приоритетные направления сотрудничества. Одно из них - уничтожение химического оружия. Дело в том, что России в наследство от СССР достались большие арсеналы химического оружия (около 40 тыс. тонн), которое мы должны уничтожить в строго определенный срок - к 29 апреля 2012 года. Иностранное содействие, безусловно, обеспечивало бы и ускоряло выполнение нами этой задачи. Об этом рассказывает директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Александр Антонов.

Как вы бы оценили итоги реализации проекта по уничтожению химического оружия?

В целом мы оцениваем его положительно и благодарны всем партнерам за помощь. Конечно, Россия постепенно сама справилась бы со своими проблемами, но оказываемое содействие значительно ускоряет темпы проводимых работ, являясь, в том числе дополнительным гарантом выполнения наших международных обязательств.

Да и можно ли говорить, что проблемы, решаемые нами в рамках глобального партнерства, только российские. Мы думаем, что нет. Это серьезные задачи, относящиеся к сфере разоружения и обеспечения экологической безопасности, в стороне от которых не может оставаться международное сообщество. Именно поэтому значительно выросли объемы помощи и расширилась география стран, принимающих участие в деле уничтожения российских запасов химического оружия. В настоящее время программа оказания международного содействия России в области химического разоружения охватывает 16 стран: США, ФРГ, Великобритания, Италия, Канада, Франция, Япония, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Чехия, Польша, Ирландия, Бельгия, а также Европейский Союз. Однако, надо заметить, основная доля расходов на решение этой важной задачи финансируется из федерального бюджета Российской Федерации.

Какова международно-правовая база сотрудничества?

Россия сотрудничает со странами "восьмерки" в сфере уничтожения запасов химического оружия на основании двусторонних межправительственных соглашений. Такие договоры есть со всеми странами "восьмерки", за исключением Японии (она взаимодействует с нами только в утилизации АПЛ), а также Швейцарией и Норвегией.

Ряд стран, у которых нет правовой базы для взаимодействия с Россией в химразоружении, предоставляет на эти цели небольшие средства через наше двустороннее соглашение с Великобританией. Таких стран семь, плюс Евросоюз. Эта схема получила название "трехсторонний механизм взаимодействия". Надо отметить, что этот механизм весьма популярен среди стран-доноров. Поэтому, например, Канада (которая имеет отдельное соглашение с Россией) до последнего времени выделяла ассигнования на создание объекта по уничтожению химоружия в г. Щучье Курганской области через Великобританию. Канадская сторона объясняет данный подход тем, что у нее нет специалистов, которые могли бы профессионально руководить программой канадской помощи и проверять целевое расходование средств.

Все ли так безоблачно в сотрудничестве по уничтожению химоружия?

Главной проблемой для нас является то, что мы не получаем обещанные средства на химразоружение в полном объеме. США и другие западные страны (в основном члены "восьмерки") заявили более 2 млрд. долл. на содействие России в этой области. Из них реально получено около 437 млн. В целом иностранная финансовая и техническая помощь составляет в настоящее время порядка 4 процентов от затрат на реализацию Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в редакции 2005 года. И это при том, что с учетом обещаний партнеров мы рассчитывали за счет их помощи компенсировать до 30 процентов всех расходов, предусмотренных ФЦП.

В результате нам сложно планировать дорогостоящие и долгосрочные работы.

Основной объем иностранного содействия необходим в 2007-2009 годах, когда в соответствии с ФЦП мы должны завершить сооружение всех семи объектов по уничтожению химоружия. Мы постоянно ставим этот вопрос перед странами-донорами. Однако добиться четких обязательств по предоставлению содействия в необходимых объемах и нужные сроки пока не можем.

Значительная часть инвестиций идет на административные расходы. Так, США до 80 процентов средств, заявленных в качестве помощи, оставляют себе (на административные расходы, поездки своих представителей). Даже немецкие фирмы, с которыми у нас наиболее результативное сотрудничество, на свои корпоративные расходы тратят до 25 процентов выделяемой технической помощи.

Финансовые средства в чистом виде мы не получаем. Доноры их выделяют непосредственно своим фирмам-генподрядчикам, которые оплачивают работы российских организаций по созданию инфраструктуры объектов, закупают и поставляют нам оборудование, обучают наш персонал, оказывают другие услуги. Привлечение посредников приводит к удорожанию строительства.

У нас также вызывают озабоченность длительные сроки от принятия решения об оказании содействия до выделения финансовых средств и начала практической реализации проекта. Показательным с этой точки зрения является ситуация с реализацией вклада Новой Зеландии на реконструкцию системы внешнего электроснабжения Щучанского объекта по уничтожению химического оружия. Финансовые средства были перечислены Новой Зеландией Великобритании в июле 2004 года, а контракт с российским субподрядчиком был подписан только в феврале 2006 года.

Не все из наших партнеров пока смогли подключиться к новым проектам, ограничивая свое содействие старыми наработками, сделанными еще до запуска программы Глобальное партнерство... Это, в частности, относится к Евросоюзу и Италии.

Учитывая сжатые сроки создания объектов по уничтожению химического оружия, продиктованные необходимостью безусловного выполнения Россией своих обязательств по Конвенции, мы хотели бы избежать ситуации, когда предоставленная помощь не будет востребована.

 

ЦИТАТА

Эрвин Хоффер, посол Швейцарии в РоссииЭрвин Хофер, посол Швейцарии в России

- Прежде всего я хотел бы выразить мою благодарность и удовлетворение тем замечательным сотрудничеством, которое установилось между Швейцарией и Россией.
В 2003 году швейцарский парламент выделил рамочный кредит для поддержки уничтожения химического оружия во всем мире. Из этих средств 14,5 миллиона швейцарских франков (приблизительно 300 миллионов рублей) было предназначено для поддержки шести проектов в различных регионах РФ.


 

 Марк Франко, глава представительства Европейской комиссии в РоссииМарк Франко, глава представительства Европейской Комиссии в России


В 2003 году Европейский союз одобрил Стратегию против распространения оружия массового поражения. Согласно этой стратегии, нераспространение стало основной целью общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. В стратегии, в частности, говорится, что "наша задача - предотвратить, приостановить и по возможности закрыть программы распространения оружия, которые вызывают озабоченность мировой общественности".

Начиная с саммита в Кананаскисе, работа активизировалась. Европейская комиссия выделила почти 800 миллионов евро и потратила более 400 миллионов евро на мероприятия в данной области в Российской Федерации. Часть средств ЕС пошла на проекты, связанные с уничтожением химического оружия. Проекты преследовали следующие цели: вклад в планируемое Россией безопасное уничтожение химического оружия, проработка экологических аспектов уничтожения химического оружия и поиск способов обеспечения того, чтобы ученые направили свою работу на гражданские цели. И тут, надо заметить, международное сообщество работает в тесном сотрудничестве с Федеральным агентством по промышленности.

Один из центров уничтожения химического оружия в России, известно, находится в городе Щучье Курганской области. Только прошлом месяце ЕС решил вложить еще 3 миллиона евро в завершение создания инфраструктуры электроснабжения на этом объекте, который будет введен в эксплуатацию в середине следующего года. Европейский союз вместе с Германией и другими странами - членами ЕС последовательно выделяет средства и на объекты по уничтожению оружия в Горном и Камбарке.

Очевидно, что необходимо уничтожать химическое оружие так, чтобы не нанести вред окружающей среде. Именно это соображение легло в основу еще одной инициативы ЕС по разработке в рамках программы ТАСИС системы мониторинга окружающей среды и здоровья в Новочебоксарске, Саратове и Снежинске. Кроме того, наш Международный научно-технический центр на протяжении последних 10 лет работает с учеными и исследователями из России и СНГ, которые занимались вопросами химического оружия. Центр объединяет 37 стран, и Европейская комиссия вкладывает в данный Центр около 20 миллионов евро в год. Суть деятельности центра состоит в предоставлении ученым, ранее занимавшимся проектами в сфере ОМУ, возможности изменить свою работу и направить ее на гражданские цели. Это созвучно одной из целей Конвенции о запрещении химического оружия, которая заключается в необходимости предотвратить повторное появление химического оружия.

Хотя мы достигли большого прогресса в создании инфраструктуры, необходимой для уничтожения оружия, еще очень многое предстоит сделать. В соглашении, достигнутом в 2005 году, Россия и ЕС записали, что они усилят свою совместную работу по борьбе с угрозами применения оружия массового поражения в целом и химического оружия в частности. Это соглашение - своего рода дорожная карта создания общего пространства России и ЕС в сфере внешней безопасности, которое президент Путин и лидеры ЕС согласовали на саммите в мае 2005 года. Недавно президент России написал: "Убежден, только на подлинно коллективной, доверительной основе возможно найти развязку любого вопроса, будь то решение проблемы противоракетной обороны континента, стабилизация Афганистана, противодействие всему спектру новых вызовов и угроз, включая международный терроризм, нераспространение оружия массового поражения, нелегальную иммиграцию и глобальную бедность". Именно на основе доверия и сотрудничества мы вместе сможем найти решение некоторых очень сложных проблем, унаследованных нами из прошлого.

 

 

Анджум НураниАнжум Нурани, Первый секретарь Посольства Великобритании в России

Мы искренне рады, что Россия успешно выполняет большинство своих обязательств по уничтожению запасов химического оружия. И весьма удовлетворены тем, что происходит это при содействии Великобритании.

Первым важным шагом на этом пути стало подписание в декабре 2001 года двустороннего соглашения между Россией и Великобританией в отношении программы содействия. Это позволило нам принять реальное участие уже на первом этапе уничтожения химического оружия. По времени это совпало с саммитом руководителей стран - членов "большой восьмерки" в Кананаскисе, на котором было учреждено Глобальное партнерство по нераспространению оружия массового уничтожения. Британский премьер-министр обязался, что Великобритания вложит в эту инициативу до 750 миллионов долларов.

На сегодняшний день Великобритания, наряду с другими донорами, предоставляет содействие в создании объекта по уничтожению химического оружия в Щучье. С весны 2003 года, то есть со времени начала строительных работ, был достигнут значительный прогресс в строительстве двух корпусов уничтожения боеприпасов и в осуществлении других инфраструктурных проектов.

Первый британский проект - строительство водовода для объекта уничтожения в Щучье стоимостью 2,2 миллиона фунтов - был завершен в рамках бюджета в феврале 2003 года.

Второй проект Великобритании - закупка оборудования для электрической подстанции, которая будет снабжать энергией объект в Щучье - был завершен в рамках бюджета (7,4 миллиона фунтов) и с опережением графика в ноябре 2004 года. Закупка совместно осуществлялась на средства Великобритании (5 миллионов фунтов), Норвегии (1,5 миллиона фунтов), ЕС (0,9 миллиона фунтов) и Чешской Республики (45 тыс. фунтов) и управлялась Министерством обороны Великобритании через его основного подрядчика, компанию "Бектел". Целью этого проекта стала закупка большей части основных элементов оборудования для подстанции (в целом, 24 элемента, включая основные трансформаторы и переключатели), большинство из которых было изготовлено в Российской Федерации.

Третьим британским проектом стала закупка агрегата термической обработки (АТО) для второго корпуса уничтожения боеприпасов, стоимостью 5,5 миллиона фунтов. Это оборудование будет дегазировать корпуса боеприпасов после извлечения из них химического вещества. Великобритания вложила в этот проект 3,9 миллиона фунтов, Нидерланды 1,49 миллиона фунтов и Ирландия сделала свой вклад в закупку запасных частей. Изготовление АТО в США завершилось в апреле 2006 года, а его отгрузка в Россию запланирована на весну 2007 года.

Предоставляя содействие в Щучье, Великобритания заинтересована в управлении проектами от имени других доноров. В этой связи британская программа дала возможность ряду доноров предоставить их вклады без заключения их собственных двусторонних соглашений с Россией. Существующая координация вкладов ряда доноров посредством британской программы также уменьшила нагрузку на российское правительство(таблица вкладов доноров изложена в Приложении А).

Канада является главным британским партнером в Щучье. Она финансирует большую часть осуществляемых там в настоящее время проектов, а Министерство обороны Великобритании предоставляет услуги по составлению и заключению контрактов и управлению проектами, постоянно координируя свою работу с Канадой. К примеру, в Щучье в настоящее время мы участвуем в проекте строительства 18 километров железной дороги, предназначенной для транспортировки 1,9 миллиона единиц боеприпасов с объекта их хранения на объект уничтожения. Этот проект финансируется Канадой, предоставившей 15 миллионов фунтов, а также Инициативой по снижению ядерной угрозы (США), предоставившей миллион долларов. Строительные работы начались в марте 2006 года и будут завершены к концу нынешнего года.

Заключены контракты по созданию Локальной системы оповещения населения о любых опасных случаях с химическими веществами и Межплощадочных линий связи между основными объектами в Щучье. Оба проекта, общей стоимостью более 3 миллионов фунтов, финансируются Канадой.

Был также заключен контракт на закупку оборудования для системы энергоснабжения в Щучье стоимостью около 6 миллионов фунтов, финансируемый Великобританией, Бельгией, Чешской Республикой, ЕС, Нидерландами, Норвегией и Швецией. В скором времени планируется заключить дополнительный контракт по выполнению строительно-монтажных работ.

Уже в июле 2006 года Великобритания объявила о своем участии в третьем этапе уничтожения химического оружия в России. Мы намерены оказать содействие в строительстве объекта уничтожения химического оружия в Кизнере. И здесь, как и прежде, мы продолжим работы в тесном контакте с Канадой. Мы совместно примем участие в выборе основного подрядчика. И уже к концу этого года намерены заключить с ним контракт. Предполагаем, что Канада будет финансировать закупку основного оборудования для двух корпусов уничтожения химического оружия, а Великобритания совместно с другими странами-донорами в первую очередь будет финансировать и управлять работой по созданию системы энергоснабжения.

 

Вальтер Юрген ШмидВальтер Юрген Шмид, посол Германии в России


Конвенция о химическом оружии, вступившая в силу 29 апреля 1997 года, имеет исключительное значение для политики разоружения. Будучи первым и пока единственным многосторонним договором о разоружении, она обязывает договаривающиеся стороны в установленные сроки уничтожить целую категорию оружия массового уничтожения под международным контролем.

Германия не располагает химическим оружием в том смысле, в каком оно определяется положениями Конвенции о химическом оружии. Но наша страна уже давно решила поддержать Россию в деле уничтожения ее химического оружия. Германо-российское сотрудничество началось 15 лет назад, то есть еще задолго до учреждения в 2002 году инициативы "Группы восьми" "Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения". С тех пор германская сторона выделила на осуществление проектов в России около 200 миллионов евро. Еще на 144 миллиона на дальнейшее германское сотрудничество в этой области до 2009 года уже получено согласие. Два из трех российских объекта по уничтожению химического оружия, которые уже сегодня находятся в эксплуатации, были построены при существенной помощи с германской стороны. Объект в Горном стал германо-российским пилотным проектом: здесь в период с 2002 по 2005 гг. было уничтожено в общей сложности 1143,2 тонны иприта и люизита (боевые отравляющие вещества кожно-нарывного действия). Сумма, выделенная Германией на реализацию этого проекта, составила около 50 миллионов евро.

Еще одним примером германо-российского сотрудничества является объект в Камбарке, открытый весной 2006 года после трех лет строительства. До сих пор удалось уничтожить 3200 тонн, то есть почти половину имеющихся там запасов. Сумма, предоставленная Германией, составляет здесь на настоящий момент 150 миллионов евро.

Главное внимание в нашем будущем сотрудничестве сосредоточено на объекте в Почепе. Там планируется уничтожить около 7500 тонн отравляющих веществ нервно-паралитического действия - зарина, зомана и VX. Германия предоставит на строительство здания для сжигания реагентных масс, а также жидких и твердых остаточных веществ 140 миллионов евро.