Новости

08.05.2007 02:44
Рубрика: Экономика

Вьюгин проведет "коллективизацию"

Российского фондового рынка

А вот капитализация российского фондового рынка на сегодняшний день, по его словам, составляет 90 процентов к ВВП, активы банковского сектора - 52 процента к ВВП. Олег Вьюгин считает, что существует диспропорция между капитализацией рынка и активами институциональных инвесторов, причем разрыв колоссальный.

Такой факт беспокоит и участников фондового рынка, и его руководителей.

В то же время, по мнению Олега Вьюгина, на сегодняшний день активы ПИФов растут достаточно быстро, правда, объем их продолжает оставаться незначительным. Кроме того, в России существуют и негосударственные пенсионные фонды, которые находятся между розничным и корпоративным секторами сбережений. По словам Олега Вьюгина, в России нет розничных пенсионных фондов, так как во всем мире для этого существуют частные пенсионные системы.

Что же касается резервов страховых компаний, то глава ФСФР придерживается мнения, что их присутствие на фондовом рынке пока незначительно. Кстати, Олег Вьюгин отметил, что долгосрочные ресурсы для фондового рынка могут быть получены за счет имущественного страхования и страхования жизни, однако доверие населения на сегодня к страхованию жизни находится на низком уровне. К тому же у страховщиков нет правильно построенных страховых продуктов по этому виду деятельности, считает он. "Это одна из причин, почему на российский рынок начали допускать иностранных страховщиков - продуктов нет", - подчеркнул Олег Вьюгин.

Другой немаловажной темой, которую затронул Олег Вьюгин на конференции НАУФОР, явилось то, что в России полномочия надзорных органов сильно разобщены и ФСФР трудно взаимодействовать с ЦБ РФ, так как ЦБ РФ не имеет права предоставлять другим надзорным органам, в частности ФСФР, результаты проверки по какому-то конкретному банку. "Он не имеет права этого делать официально", - акцентировал Олег Вьюгин.

Кстати, глава ФСФР уже не раз призывал реформировать деятельность надзорных органов, поскольку иначе на российском финансовом рынке не будет качественного надзора. В этот раз Олег Вьюгин подчеркнул, что на всех развитых рынках регулирование и надзор уже ушли от субъективного подхода. В России насчитывается около 30 крупных финансовых групп, начиная со Сбербанка, который сосредоточил в себе как банковскую деятельность, так и брокерскую, инвестиционно-банковскую, депозитарную, лизинговую и факторинговую деятельность. "На самом деле создаются конгломераты, которые предоставляют полный спектр финансовых услуг", - сказал Олег Вьюгин, отметив, что в связи с этим наблюдается переток рисков из одного сектора в другой. В частности, глава ФСФР привел конкретный пример, согласно которому банк выдает кредит, и через год выясняется, что заемщик "не очень хорошо" гасит этот кредит, тогда банк выпускает облигации на эту задолженность и таким образом перекладывает риск на инвесторов. Олег Вьюгин подчеркнул, что, в частности, из-за этого регулирование финансового рынка должно быть не субъективным, а объективным. Он считает, что в России все принципы регулирования построены на принципах соблюдения законодательства, любой надзорный орган через контроль за соблюдением законодательства пытается контролировать риски, "но это более худшая система".

Между тем глава ФСФР отметил, что в Великобритании регулятор взаимодействует с банками в режиме диалога, и если компания находится в зоне риска, согласно которому банк перекладывает свои собственные риски на всю финансовую систему страны, за такой компанией закрепляется специалист, который ежедневно "пишет рекомендации" поднадзорному институту.

В целом Олег Вьюгин резюмировал, что невозможно создать абсолютно формализованную систему надзора в России и существуют две формы организации регулирования финансовых рынков - это мегарегулятор, а именно консолидированный надзор, и неконсолидированный надзор. В последнем случае на финансовом рынке должен быть ведущий институт, который обеспечивает координацию деятельности всех остальных органов.

Экономика Финансы Фондовый рынок Госфонды и контрольные органы Центральный банк Динамика фондового рынка