Россияне не спешат выводить доходы из тени

 "Из тени" вышли только 458 миллионов рублей. Такие расчеты можно сделать исходя из сумм перечисленных декларационных платежей, внесенных гражданами по закону о "налоговой амнистии".

По состоянию на 1 апреля они составили около 57 миллионов рублей. Эти данные официально представили "РГ" в управлении бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства.

Причем согласно имеющимся в распоряжении "РГ" данным в некоторых регионах суммы легализованных доходов мизерные - так, например, в Омской области было задекларировано всего 769 рублей. В 25 регионах сумма выведенных из "тени" доходов не дотягивает до 1 миллиона рублей. А среди "миллионников" за отметку в 100 миллионов рублей выбрались только Москва и Ставропольский край.

Напомним, что закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" вступил в силу 1 марта. Продлится "налоговая амнистия" до начала 2008 года.

комментарий

Андрей Нещадин,
заместитель директора экспертного института РСПП:

- По экспертным оценкам, сумма скрытого от налогообложения капитала составляет примерно 100 миллиардов долларов. В основном это деньги крупного и среднего бизнеса. Но первые итоги акции показывают, что пока крупный и средний бизнес в налоговой амнистии не участвует.

Судя по перечисленным суммам, ею воспользовались мелкие предприниматели, у которых возникли проблемы с налоговиками, либо собирающиеся брать кредит в банке и потому добивающиеся прозрачности в своих отчетах. Именно поэтому львиная доля декларационных платежей приходится на Москву и Ставропольский край. Это регионы-доноры, которые обладают довольно значительным уровнем предпринимательства и частных хозяйств. Не исключено также, что среди граждан, легализовавших свои доходы, есть недобросовестные чиновники, решившие узаконить отчеты по принадлежащему им имуществу. Возможно, к такому шагу их подтолкнули заявления Счетной палаты, собирающейся провести проверки по целому ряду министерств. Но основная масса населения, судя по всему, пока не видит необходимости выводить "из тени" свои доходы. Между тем, по заверению председателя ЦБ Сергея Игнатьева, сумма ежемесячной "обналички" доходит до 80 миллиардов рублей. До сих пор от 30 до 40 процентов заработной платы выплачивается по "серым схемам".

Есть несколько моментов, из-за которых пробуксовывает "налоговая амнистия". Первый - это неверие в ее результаты и непонимание необходимости легализовать доходы. Налоговая амнистия успешна лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы и жесткость контроля над уплатой налогов.

То есть для того, чтобы гражданин, получающий зарплату в конверте, решился продекларировать свои доходы, он должен знать, что "серые схемы" будут закрыты, а нести ответственность за их использование будет не только работодатель, но и он лично. Резона платить налоги не видят и владельцы сдаваемых в аренду квартир. Угрозы налоговиков вычислить всех арендодателей пока всерьез не воспринимаются. К тому же сейчас активно обсуждается введение единого налога на недвижимость и имущество, исчисляемого по рыночной стоимости.То есть вполне вероятно, что после оплаты налогов за сдачу квартиры через амнистию потом придется платить за эту же квартиру по непонятной рыночной стоимости.

Что же касается крупного бизнеса, то в большинстве своем эти деньги чаще всего находятся за рубежом вместе с их владельцами. Но добраться до них и добиваться их возврата очень сложно. Амнистия работает только в той системе, когда государство демонстрирует, что оно накачало мускулы и начинает заниматься этой проблемой. Эта же схема может быть использована и в отношении получавших взятки чиновников.

Кроме того, сила государства обеспечивается полной прозрачностью всех платежей. Так, в любой западной стране большинство платежей идет через банковские счета, больше 100-200 долларов никто в кармане не носит, а любое крупное поступление средств на счет становится немедленно известно.

Конечно, лучше всего, когда чиновники и плательщики налогов признают справедливость налоговой системы и заключают своеобразный социальный пакт. Правда, проблема уклонения от налогообложения существует и в таких странах, но при четком контроле над расходованием бюджетных денег она решается проще.

Наконец, еще одна немаловажная причина, по которой граждане не спешат легализовать доходы, это привычка всегда тянуть дело до последнего. И потому, возможно, к концу года желающих "раскаяться" станет больше. Но при этом нужна разъяснительная работа. Вести ее должны прежде всего местные органы управления, ведь именно в бюджет субъекта, где зарегистрирован налогоплательщик, поступают средства.