23.05.2007 02:50
    Поделиться

    Григорий Карасин: Нагнетание страстей вокруг Черноморского флота - вопрос не юридического качества документов, а политических позиций и эмоций

    Россия не намерена отказываться от военно-морской базы в Севастополе

    Судьба Черноморского флота была, пожалуй, одной из наиболее сложных политических проблем на постсоветском пространстве. Здесь переплелись как объективные трудности становления новых независимых государств, так и амбиции нарождавшихся национальных политических элит. Неудивительно, что вопрос о том, сохранится ли флот, а если да, то в какой форме, решался непросто, часто не без досадных затруднений и откатов назад.

    С высоты минувших лет становится все яснее, насколько тяжело было ввязываться в работу по распутыванию грандиозного узла проблем раздела советского наследия, когда задачи казались невероятными, а перспективы - туманными. Но, несмотря на столь запутанную политическую обстановку, ни одна из сторон, начиная переговоры, не стремилась достичь договоренности по флоту любой ценой. Важным было - это понимали все - именно качество соглашений, а не быстрота их принятия.

    В первые постсоветские годы выдвигались разные концепции функционирования Черноморского флота. Так, вначале его предполагалось использовать всем СНГ как общую стратегическую военную единицу. Затем - поставить под совместное российско-украинское командование. Эти сценарии, однако, по ряду причин не сработали: пришлось вести напряженные и длительные переговоры. Они завершились договоренностью о разделе флота между Россией и Украиной. Мы в итоге получили право базирования наших военных кораблей в местах их "исторического обитания" с главной базой в Севастополе.

    Соглашения о разделе флота и базировании его российской части на территории Украины, таким образом, подвели черту под периодом неопределенности Черноморского флота и создали основу для его функционирования в новых условиях. Это имело важное значение как с военно-политической точки зрения, так и с точки зрения интересов военнослужащих, оказавшихся волею судьбы втянутыми в эти перипетии.

    Сложность обстановки, в которой шли переговоры, конечно, не могла не сказаться на содержании подписанных документов. Отдельные их положения носят компромиссный характер и могут толковаться по-разному. Здесь поэтому вряд ли обоснованно говорить о просчетах при подписании документов или каких-то заведомых изъянах. Некоторых проблем в момент подписания соглашений просто нельзя было предвидеть - жизнь ведь, как известно, гораздо богаче любых формул.

    И все же при определенном несовершенстве отдельных элементов базовые соглашения выдержали испытание временем. Ключевые, основные положения, оговаривающие срок пребывания флота, размеры аренды оказались прочными и выверенными и до сих пор остаются незыблемыми. Они закладывают надежную правовую базу для пребывания российских военных моряков на территории Украины.

    Иногда можно услышать мнение, что периодическое обострение отношений по черноморской тематике в значительной степени вызвано слабостью выработанных соглашений. С такими оценками трудно согласиться.

    Нагнетание страстей вокруг Черноморского флота - вопрос не юридического качества документов, а политических позиций и эмоций. Не секрет, что при желании можно любую, даже практически урегулированную, проблему превратить в предмет самых ожесточенных споров. И, наоборот, если стороны намерены двигаться по пути конструктивного решения спорных вопросов без их политизации и нагнетания ненужного ажиотажа, то даже наиболее трудные этапы будут пройдены быстро и без ущерба. Мы полностью готовы к такому искреннему, серьезному разговору.

    И переговоры по флоту сосредоточены не вокруг вывода российской военно-морской базы с территории Украины, а вокруг обеспечения надлежащих условий пребывания и функционирования флота. Над этим мы намерены работать и в дальнейшем, что логично и понятно: флот должен выполнять свои задачи вне зависимости от того, сколько ему времени находиться на украинской территории.

    Самым важным для нас является выполнение Черноморским флотом его прямого назначения - обеспечения наших военно-политических интересов, участия в широком международном военном сотрудничестве, в том числе в целях противодействия международному терроризму. Для этого флот должен иметь возможность плановой модернизации, свободы маневра, беспрепятственного пересечения границы.

    К сожалению, по ряду этих важнейших вопросов сохраняются разногласия, нередко существенные, и не во всех случаях пока удалось договориться. Тем не менее за время переговоров было рассмотрено и решено огромное количество вопросов, связанных с пребыванием наших военных моряков в Крыму.

    В целом, думаю, наша работа способствует тому, чтобы Черноморский флот в полной мере выполнял стоящие перед ним задачи, а возникающие в связи с его пребыванием на территории Украины проблемы решались в духе российско-украинского добрососедства. А для России - это главная цель на переговорах.

    Известно, что Россия придает немалое значение повышению возможностей военно-морских баз на Черном море на своей территории, например в Новороссийске, на что тратятся крупные суммы. Не раз приходилось слышать, что это делается для подготовки флота к выводу из Севастополя и других баз на Украине. Но флот - не некая закостеневшая, мертвая система: напротив, он динамично развивается, он многофункционален и, конечно, требует непрестанного совершенствования вспомогательной инфраструктуры, в том числе, конечно, и баз.

    Перемещение флота, расширение его инфраструктуры, создание новых и переоборудование уже существующих баз следует рассматривать в более широком контексте обеспечения российских интересов в регионе Черного моря и Средиземноморья. Строительство, например, крупной базы в Новороссийске призвано создать для этого дополнительные условия. Конечно, расходы предстоят значительные, но и интересы у нас немалые, и они того стоят.

    Что касается Севастополя, то позиция России здесь ясна - наш президент уже говорил о ней. В свое время этот город был выбран российскими флотоводцами как самое подходящее в природном и фортификационном отношении место для размещения кораблей. Естественно, для России было бы предпочтительным оставаться здесь и дальше, хотя решающее слово, конечно, за Украиной.

    Итак, половина срока действия базовых соглашений позади. Это, однако, не значит, что по прошествии второго десятилетия их действия в 2017 году их применение будет прекращено. В соглашениях предусмотрена возможность их продления, причем автоматического, на последующие 5 лет.

    Так что не надо гадать и строить гипотезы. Надо заниматься делом. А история сама все расставит по своим местам.

    Поделиться