31.05.2007 01:00
    Поделиться

    Социальный портрет гражданина Беларуси в интерьере статистики

    Кто он, гражданин Беларуси, живущий на рубеже веков, в условиях экономических реформ и современной социально-политической системы? Об этом - беседа профессора факультета журналистки Белгосуниверситета, доктора политических наук Елены Барановой с директором Института социологии Национальной академии наук Беларуси, доктором социологических наук Георгием Евелькиным.

    - Прежде всего, Георгий Михайлович, давайте проследим, влияют ли экономические реформы на род занятий и социальный статус белорусов?

    - Рынок, безусловно, изменяет социальную структуру. Мы наблюдаем устремленность людей к сферам финансирования, управления, кредитования, банковских услуг. Одновременно увеличивается численность работающих в сервисных отраслях. И все-таки реальный сектор экономики по-прежнему остается в Беларуси ведущим. Значит, традиционные характеристики социальной среды все равно сохраняются. Это обусловлено, по-видимому, как стабильностью отечественного производства, так и оседлостью в характере самих людей. Во всяком случае, в течение десятилетия 60 процентам наших респондентов не пришлось менять свою работу, около 70 процентов не испытывали необходимость приобретать еще одну профессию, а каждый второй ответил, что его должностной статус не претерпевал никаких изменений.

    Социальная иерархия белорусского общества выстраивается в следующей структуре. Верхний слой (2,2 процента от общей численности опрошенных): к нему относятся руководители высшего звена (директора, председатели и др.), а также крупные предприниматели и фермеры. Средний слой (21,6 процента) состоит из руководителей среднего и низшего звена, представителей мелкого бизнеса, квалифицированных специалистов производственной и непроизводственной сфер, военнослужащих. Базовый слой (63 процента) - рядовые специалисты, рабочие, крестьяне, учащиеся, студенты, домохозяйки и работающие пенсионеры. Нижний слой (11,1 процента) включает в себя неработающих пенсионеров и временно неработающих. И, наконец, социальное дно (1,2 процента) - безработные.

    - Что психологически более приемлемо для рядового белоруса в условиях экономических реформ: гарантированный (пусть даже более скромный) уровень жизни или риск ради перспективы богатства?

    - Процентное соотношение таких респондентов приблизительно 50 к 20. Впрочем, "зарабатывать хорошие деньги" хотят без исключения все: 98,2 процента рабочих, 97,6 процента предпринимателей и даже... 88,4 процента неработающих. Но, желая "получить", не все настроены на активизацию своего собственного труда. И если 43 процента из числа имущих респондентов готовы к приложению дополнительных усилий для достижения своих запросов, то половина из числа неимущих склонны к еще большему снижению своих потребностей. И все-таки для большинства наших людей счастье, по-прежнему, не в деньгах. Например, по данным соцопроса, проведенного среди студентов, понятие "материального благополучия" находится лишь в середине шкалы, отражающей иерархию их жизненных ценностей. Значительно выше - интересная работа, друзья, любовь, здоровье, семья, что в совокупности и придает им уверенность в жизни.

    - Назовите черту, на ваш взгляд, наиболее типичную для белорусского менталитета.

    - Трудно ограничиться какой-либо одной характеристикой, но я назвал бы традиционализм. Он во многом обусловлен как таковой родословной белорусского общества. Ведь коренное население нашей республики произрастает из белорусской глубинки. Явный перевес горожан начинает наблюдаться лишь с 1985 года. И хотя в последние десятилетия урбанизация все более охватывает Беларусь, народная закваска населения, его склонность к привычке и верность устоям все равно сохраняются.

    Если хотите, это предопределяет и здоровый образ жизни, который в целом ведет белорусское общество. Физическая закалка и традиционное стремление к знаниям.

    В белорусской вековой традиции - и коллективизм. Как показывают социологические исследования, респонденты, как правило, идентифицируют себя с семьей, коллегами, друзьями, представителями одной профессии. Пожилые люди в круг "своих близких" часто вводят соседей, односельчан и даже единоверцев. Причем для всех взаимное общение - не просто времяпровождение, а своего рода социальный капитал, позволяющий реализовать свои потребности и интересы. К слову, и российские коллеги отмечают среди своих респондентов большинство людей, нуждающихся в "социальном окружении". И приходят к выводу, что для них, как правило, присуща ориентация на общие цели и общепринятые нормы поведения.

    - Как традиции и национальный менталитет проявляются во взаимоотношениях личности и государства?

    - Государственность заложена в самой природе белорусского общества. Даже собственные представления о нравственных критериях белорусы проецируют на оценку государственной деятельности. Так, 77,7 процента опрошенных ценят в своем государстве, прежде всего, его миролюбие, 65,9 процента - его культуру, 65 процентов - его открытость. То есть само слово "государство" интерпретируется ими не как совокупность институтов управления, а в широком смысле - как страна.

    Показательно, что и россияне (судя по данным социологических опросов российских ученых) относятся к своей стране, к ее истории как к неотъемлемой части собственной жизни. Уже сама оценка ими исторических событий во многом обусловлена характером и степенью воздействия этих событий на национальное развитие и процветание России.

    - А насколько точно, на ваш взгляд, ориентированы на менталитет людей проводимые в стране социально-экономические преобразования?

    - Вот лишь несколько позиций из официальных программ. Уже само развитие рыночной инфраструктуры производится в соответствии с защитой прав потребителя. Рынок труда предусматривает создание новых рабочих мест. Приватизация объекта хозяйствования может проводиться исключительно с согласия трудового коллектива. А сам принцип осуществления социальной политики состоит в том, что, во-первых, она предусматривает сокращение дифференциации между доходами различных групп населения, во-вторых, гарантирует защиту социально уязвимым группам граждан (пенсионерам, инвалидам и т.д.), в-третьих, в реестр традиционных для Беларуси направлений социальной защиты входит строительство жилья, развитие системы здравоохранения, образования, культуры. В философском контексте все это можно рассматривать как органическую часть социально-экономического курса страны и одновременно как уже сложившуюся самостоятельную систему жизнеобеспечения населения.

    - Главное - комфортно ли сегодня рядовому белорусу, уверен ли он в своем будущем?

    - В качестве основного индикатора социального самочувствия населения ученые, как правило, берут степень общей удовлетворенности людей своей жизнью. Наши исследования показали, что при наличии определенных проблем потенциал социальной напряженности в обществе весьма незначителен. И вот характерный момент: самый высокий уровень удовлетворенности жизнью оказался в молодежной среде - прежде всего, среди студентов и учащихся.

    Наряду со студенчеством вполне комфортно чувствуют себя предприниматели. Вопреки встречающемуся мнению, будто этот общественный слой в Беларуси "не в фаворе" - социальное самочувствие его представителей даже выше, чем руководителей, а также специалистов производственной сферы. Далее идут учителя, врачи, пенсионеры и рабочие. С нашей точки зрения, проблемно выглядит тот факт, что дискомфортней других ощущают себя рядовые работники сельского хозяйства.

    Впрочем, о самочувствии граждан точнее социологических опросов свидетельствует сама жизнь. Известно, что в Беларуси не простая демографическая ситуация. Так вот в последние годы в стране стабилизировалась рождаемость населения. И значит, есть все основания надеяться, что новый белорус - представитель молодого поколения, не утративший своих социальных корней и народных традиций.

    Поделиться