05.06.2007 03:00
    Поделиться

    Бизнесу посоветовали, что надо делать, чтобы избежать выездных налоговых проверок

    Федеральная налоговая служба (ФНС) раскрыла критерии, при соблюдении которых налогоплательщики могут быть освобождены от дополнительного контроля. В Концепции планирования выездных налоговых проверок, обнародованной на минувшей неделе, перечислены условия, соблюдая которые организации могут выйти из "зоны риска". Впервые налоговики открыто заявили о том, как впредь будут планировать налоговые проверки, говорят эксперты. До сих пор все решалось на уровне управлений Федеральной налоговой службы и регулировалось лишь внутренними инструкциями. Это обнадеживающая новость для бизнеса - формирование понятных правил игры не может не пойти ему на пользу.

    У ФНС для подобного решения свои причины. "Речь идет о попытке мотивации плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов, о попытке сформулировать и донести до налогоплательщиков некие правила игры, соблюдая которые они смогут выйти из "зоны риска", - так объяснила эту инициативу зам-главы ФНС Татьяна Шевцова в интервью ведомственному изданию "Российский налоговый курьер".

    Налогоплательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут принять эти негласные правила. А их намерения отказаться от минимизации и полностью уплачивать налоги заметны уже из отчетности, говорят представители ФНС.

    Налогоплательщики могут и сами оценить вероятность попадания в список проверяемых. Для этой цели ФНС приводит одиннадцать критериев, часть из которых налогоплательщикам хорошо известны. В частности, под угрозой оказываются налогоплательщики, чья налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.

    Еще один повод для проверки - отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, а также отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

    Среди показателей, которые могут вызвать подозрение налоговиков: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров и выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. А кроме того: построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми органами).

    По мнению экспертов, в критериях, перечисленных в концепции, нет ничего принципиально нового. Единственное, что важно, это сам факт публикации. Теперь по крайней мере предприниматели будут знать, что может привлечь к ним пристальное внимание сотрудников ФНС и соответственно корректировать свои действия.

    По большому счету на большинстве налогоплательщиков это никак не отразится, считает партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов, так как для подавляющего большинства из них всегда оставалось секретом, когда к ним придут с проверкой. Но ФНС хочет изменить ситуацию: налогоплательщик должен знать, когда к нему могут и не прийти. Более того, как он может своим поведением на это влиять.

       между тем

    Федеральная налоговая служба утвердила единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Соответствующий приказ был подписан главой ФНС Михаилом Мокрецовым еще 27 апреля 2007 года, но возможность ознакомиться с ним налогоплательщики получили лишь на минувшей неделе, когда документ появился на сайте ФНС.

    Единые стандарты обслуживания налогоплательщиков охватывают практически все направления работы налоговой службы. Информация представлена в виде таблицы.

    В ней прописаны сроки осуществления налоговых услуг и процедур, а также форма их предоставления. Кроме того, перечислены законодательные и нормативные правовые акты, которые регламентируют ту или иную процедуру. Речь идет об услугах по государственной регистрации, внесении изменений и предоставлении сведений из единого госреестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А также о приеме деклараций, снятии и постановке на учет, регистрации Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей и внесении отметки об ИНН в паспорт налогоплательщика.

    По мнению экспертов, налоговикам удалось прописать большинство случаев взаимодействия налогоплательщиков с инспекторами и указать при этом конкретные сроки предоставления каждой услуги. Так, ФНС обещает налогоплательщикам, что время ожидания в очереди при предоставлении услуги не должно превышать 30 минут, а при пиковых нагрузках - одного часа. Среди других нормативов - предоставление в электронном виде сведений из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должно занимать не более пяти дней со дня получения заявления. А внесение отметки об ИНН в паспорт должно происходить при обращении в присутствии налогоплательщика. Направление в адрес налогоплательщика квитанции о приеме декларации в электронном виде налоговики обязаны производить в течение суток с момента отправки документов. Еще один небезынтересный пункт - информирование по письменному запросу налогоплательщика должно происходить не позднее 30 дней со дня подачи запроса.

    Остается рассчитывать, что налоговые инспектора будут соблюдать перечисленные рекомендации.

    Поделиться