06.06.2007 01:00
    Поделиться

    Андрей Смирнов: Моя концепция "Свободы по-русски" была бы безжалостнее

    Андрей Смирнов по-своему осмыслил историю российского парламентаризма

    "Былое и Дума" - так поначалу назывался фильм Андрея Смирнова "Свобода по-русски", премьерный показ которого прошел в Тамбове.

    Чтобы напомнить, кто такой Андрей Смирнов в отечественном кинематографе, достаточно назвать его фильм "Белорусский вокзал", ставший знаковым для поколения 70-х годов. Сегодня трудно представить, что тогда картину закрывали, авторов обвиняли в клевете на советскую действительность. Мол, кругом счастливая жизнь, а ваши герои какие-то неустроенные.

    - Но я рос среди этих людей, - рассказывает Смирнов, - они часто бывали у моего отца Сергея Сергеевича Смирнова, автора книги "Брестская крепость". Мне и по сей день жалко, что сценарий "Белорусского вокзала" пришлось переделывать…

    Знатоки вспомнят и фильм Андрея Смирнова "Осень" - одну из самых пронзительных лент о любви. А уже в наше время кинорежиссер блистательно сыграл роль писателя Ивана Бунина в фильме Алексея Учителя "Дневник его жены", запомнилась и эпизодическая роль, сыгранная Смирновым в сериале "В круге первом", снятом по роману Александра Солженицына.

    К 100-летию российского парламентаризма режиссер выпустил 10-серийный документальный фильм "Свобода по-русски". Но ни один телеканал не взял его для показа - "неформат". История отечественного парламентаризма, показанная беспристрастно, придала фильму остроту. И тогда режиссер пошел со своим фильмом в народ. Фильм был показан в учебном театре Тамбовского государственного университета имени Г. Державина. После премьеры состоялось его обсуждение, в ходе которого Андрей Смирнов ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты".

    Российская газета | Андрей Сергеевич, чтобы осмыслить настоящее, нередко приходится погружаться в прошлое. Не этим ли обстоятельством диктовалось появление фильма "Свобода по-русски"?

    Андрей Смирнов | Мы сознательно стремились сделать фильм не публицистический, а чисто просветительский. К тому же я всего лишь автор идеи, что-то вроде художественного руководителя. Делала фильм группа сценаристов и молодых режиссеров, а мною двигало одно: не худо было бы в отсутствии цензуры разобраться, что такое парламент для России. Работа оказалась трудоемкой, фильм рассчитывался, прежде всего, на молодого зрителя, но, зарываясь в историю страны, мы и для себя открыли много нового. Остановите на улице любого россиянина, спросите, что старше в России - самодержавие или демократия? И вам скажут, что мы-де страна самодержавная, крепостническая.  А на самом деле демократия в России, ее вечевая форма старше самодержавия на шесть веков! С девятого века до появления великих московских князей, утопивших Великий Новгород в крови, устройство страны строилось на демократических началах, и в нас течет не только кровь крепостных рабов, но и кровь вечевых предков. Причем такое устройство жизни было не только в Новгороде, но и в Пскове, Твери, Вышнем Волочке. Наш фильм - это размышления о свободе по-русски, о трудных путях ее обретения. И мы хотели, чтобы об этом размышлял не профессор истории, а один из нас. И мне кажется, что серьезной удачей фильма стал выбор на роль ведущего, на роль "человека из толпы" знаменитого певца, лидера группы "ДДТ" Юрия Шевчука. У него есть гражданская позиция, кредит зрительского доверия.

    РГ | А что это такое - свобода по-русски? Нет ли здесь саркастического смысла, если учесть, что фильм не был принят ни одним федеральным каналом?

    Смирнов | Название родилось в последний момент, первоначально проект назывался "Былое и Дума" - перефразированное название известных воспоминаний Герцена. Но одно дело идея, а другое - результат. В документальном кино он меньше зависит от сценариста, чем в художественном фильме. Название "Свобода по-русски" я не считаю саркастическим, по-моему, оно адекватно передает идею фильма. Мы пытаемся ответить на простой вопрос: кто мы? Стадо баранов или великая нация, создавшая великую культуру мирового значения?

    РГ | Для многих стал новостью фрагмент, где Сталин на встрече с избирателями в январе 1946 года внезапно исчезает с трибуны, когда в операторе с кинокамерой ему почудился снайпер. Было ли такое на самом деле?

    Смирнов | Кадры с пустой трибуной сделаны с помощью компьютера, но это единственное, что мы себе позволили. Я лично знал людей, которые снимали ту встречу, директор студии подтвердил, что шестнадцать новых немецких кинокамер были сожжены чекистами сразу же после съемок. Так что шокирующий момент, когда Сталина не видно, когда он сидит за трибуной на корточках, мы сделали на реальной основе.

    РГ | Вы сказали, что фильм адресован, прежде всего, молодой аудитории. А почему бы его не показать, скажем, депутатам Тамбовской областной думы?

    Смирнов | "Мотором" нашей картины стала депутат Госдумы Любовь Слиска. Она помогла нам войти в российский парламент, организовать интервью с депутатами. Но наша попытка показать фильм всем думским депутатам провалилась - его добросовестно посмотрели лишь сотрудники аппарата Госдумы. Такая же история и с местными законодателями - мы их приглашаем на просмотр, а они не приходят.

    РГ | Были ли у вас сложности с получением информации в процессе съемок? Помогали ли вам в таких ситуациях?

    Смирнов | А как же! Например, съемка в Кремле требовала бешеных денег, но везде находились люди, прежде всего музейщики, которые нам помогали. Убийство в 1918 году депутатов Шингарева и Кокошкина было знаковым, но факт этот, важный для понимания фильма, всегда упоминался между делом. Мы заказали съемку в сохранившемся здании Мариинской больницы, известны были номера больничных палат, где они были убиты, но больница встала на ремонт. Было жутко обидно!

    РГ | Насколько полно фильм отражает вашу гражданскую позицию?

    Смирнов | Моя личная позиция отражена неадекватно, я считался с режиссерами, сценаристами. Я в большей степени антикоммунист, моя концепция была бы более безжалостной, более пессимистической. Мы, слава богу, живем в стране, из которой можно уехать, а люди моего поколения обитали по сути дела в концлагере. Мои картины ездили по свету, представляя советский кинематограф, а я впервые получил заграничный паспорт в 1987 году, когда мне было уже 47 лет. До этого мы жили в мире, где каждое слово было сознательной ложью, клеветой, дышать было нечем…

    РГ | В Тамбовской области вы не в первый раз, ваши визиты связаны с проектом создания фильма с условным названием "Жила-была одна баба". На какой стадии находится работа над фильмом?

    Смирнов | "Жила-была одна баба" это не условное, а окончательное название. Три года ушло на поиски спонсоров, на то, чтобы договориться с государством. Где-то осенью начну подготовку к съемкам, а в феврале будущего года они начнутся. Если все сложится нормально, то весь 2008 год уйдет на съемки, и где-нибудь в середине следующего года картина появится. Тамбовский пейзаж хотя и уникален, но его можно найти и в других областях, поэтому не обязательно фильм будет сниматься на Тамбовщине - все будет зависеть от производственной базы. Это будет игровой художественный фильм в двух вариантах: две серии для кинотеатров и серий пять-шесть для телевидения. История героини начинается в 1909 году со свадьбы, а заканчивается в 1921 году зачисткой Тамбовской губернии после крестьянской войны. Я пытался найти свидетелей антоновского восстания, но, к сожалению, никто ничего не помнит, в годы коммунистического режима у народа продотряды, антоновцы, красноармейцы слились воедино, для простых крестьян все они были бандитами. Но коллективизацию помнят хорошо. Что забрали из дома, кто командовал грабежами. Косвенно это поможет воссоздать события тех лет. Пришлось изучить огромные архивные документы, побывать в тамбовских селах. Был, например, в Паревке, где в 1921 году в один день расстреляли 83 заложника, видел там школьный музей, посвященный разгрому антоновского восстания. Висят портреты чекистов, а о тех, кого расстреляли - ничего, все стерто из памяти. А город Кирсанов, где Антонов работал начальником милиции? В местном музее восстание показано глазами большевиков. Пора бы тамбовской культуре почесаться, рассказать всю правду о тех событиях.

    Поделиться