08.06.2007 01:40
    Поделиться

    Гонтмахер: Не выведя здравоохрарение из кризиса, государство сажает его на "сухой паек"

    В ближайшие три года медицина будет по убывающей получать деньги из госказны

    Статистика дает обнадеживающий фон для оценки социальной ситуации в стране: все основные показатели, характеризующие жизнь среднего россиянина, быстро растут. Но время от времени появляются факты, которые не только не дают оснований для успокоенности, но и вызывают сомнение в неразрывности связи между социальной риторикой и будничной заботой о собственных согражданах. Приведу три примера.

    29 декабря 2006 года подписан Закон N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". А в конце апреля 2007 года возникли первые проблемы, которые он породил. Закон фактически лишил родителей возможности на протяжении всего времени лечения ухаживать за ребенком, больным раком. А в России ежегодно заболевают различными видами рака около 5 тысяч детей и подростков. Они проводят в стационарах месяцы, даже годы, и один из родителей должен постоянно находиться рядом.

    Однако согласно пункту 5 статьи 6 принятого закона родители детей, имеющих инвалидность, могут находиться на больничном не более 120 календарных дней в году. А родители детей старше 15 лет и вовсе не имеют права на больничный лист по уходу за ребенком.

    В результате действия этого положения закона уже с конца апреля складывается ситуация, когда дети продолжают стационарное лечение, а родители оказываются без средств к существованию. Им ничего не остается делать, как увольняться с работы. Чтобы оплатить дорогостоящее лечение, семьи и так подчас продают все самое ценное, что у них есть, а лишенные оплаты больничного и места работы люди попадают и вовсе в крайне бедственное положение. В случае если лечение окончится неудачно, то семья не только столкнется с трагедией потери ребенка, но и окажется один на один с огромными долгами. В случае если ребенок выздоровеет, он возвратится в совершенную нищету.

    Хочется надеяться, что очередную социальную проблему власти создали не умышленно, а по невнимательности. Тщательнее надо, господа, изучать последствия собственных решений! И не стесняться поправлять самих себя.

    Второй пример. 7 мая подписан приказ министерства здравоохранения и социального развития N 321 "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены". Казалось бы, абсолютно технический документ. На самом же деле он существенно ухудшает положение миллионов инвалидов. Дело в том, что сроки пользования увеличиваются. Комнатные кресла-коляски теперь будут выдаваться не менее чем на 6 лет. Ранее срок службы двухколесного средства для передвижения инвалидов составлял 4 года. Кроме того, с трех до шести месяцев увеличен срок замены вкладных элементов в ортопедическую обувь - стелек и полустелек. Помимо этого изменениям подверглись нормативы обеспечения абсорбирующим бельем и памперсами инвалидов, страдающих недержанием. Так, если раньше эти тяжелобольные люди могли получать до 90 памперсов в месяц (а по особым медицинским показаниям - до 150 штук), то теперь эта норма уменьшена втрое.

    И еще одна маленькая хитрость минздравсоцразвития. Если в предыдущем приказе, подписанном чуть больше года назад, везде стояли просто цифры срока пользования (1 год, 2 года и т.п.), то теперь чьей-то заботливой рукой везде проставлено - "не менее 1 года", "не менее 2 лет" и т.п. В реальной жизни это означает, что если раньше инвалид мог требовать замены коляски или протеза сразу же по истечении срока их службы, то теперь у чиновника появляется возможность ввести всевозможные отсрочки - приставка "не менее" это вполне законно позволяет.

    Что же такое заставило всего-то через год пересмотреть в сторону ухудшения условия получения инвалидами столь необходимых им средств реабилитации? Не секрет, что в прошлом году у Фонда социального страхования (а именно он финансирует эти расходы) деньги кончились уже к лету. Встали протезно-ортопедические предприятия, а инвалиды были вынуждены либо использовать то, что давно выработало свой срок, либо покупать протезы, костыли и памперсы за собственный счет. Просчитались, хотя потребность в технических средствах реабилитации год от года меняется очень незначительно.

    Подозреваю, что аналогичная ситуация запрограммирована и на 2007 год. Если в бюджете Фонда социального страхования на 2006 год было запланировано потратить на эти цели 5 млрд. руб., то на текущий год увеличение расходов по этой статье незначительно - всего на 1,4 млрд. Этой суммой надо закрыть накопленные долги и компенсировать инфляционные издержки при производстве технических средств реабилитации. Может не хватить... Видимо, решили сэкономить. Такой подход тем более удивителен на фоне обилия денег в бюджетной системе, для которой сейчас лишние пара-тройка миллиардов рублей, что для нашего кошелька несколько копеек.

    Наконец, третий пример, который носит наиболее масштабный характер. В первом чтении уже принят проект трехлетнего бюджета страны. У этого документа есть много достоинств. Но хотел бы обратить внимание на тревожащий факт. На 2008 год расходы на здравоохранение планируется повысить лишь на 5,8 процента по отношению к 2007 году. Напомню, что прогнозируемая инфляция на 2008 год составит 6-7 процентов. То есть в реальном выражении государство не повышает, а снижает свои расходы на медицину. И это при том, что в среднем бюджетные расходы в следующем году вырастут примерно на 20 процентов, а некоторые статьи ожидает полуторакратный рост. Не лучше ситуация и на 2009-2010 годы. Комментируя эти цифры, глава минфина Алексей Кудрин, выступая с лекцией в Высшей школе экономики, посоветовал региональным властям "оптимизировать свои расходы" и "сокращать пустующие больничные койки". Так, толком не вытащив наше здравоохранение из ямы, мы успокаиваемся и считаем, что нынешнее состояние здоровья населения нас устраивает? Но известно ли господам чиновникам, что треть наших граждан отказываются от медицинской помощи просто потому, что не могут за нее заплатить.

    Объявленные в трехлетнем бюджете цифры объективно делают нас еще большими изгоями не только в "большой восьмерке", но и в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в 1990 году в них на нужды здравоохранения было потрачено в среднем 7 процентов ВВП, то в 2004 году - уже 8,9 процента. В странах Евросоюза первое место по расходам на медицину принадлежит Германии (10,9 процента ВВП), за ней следуют Франция (10,5 процента), Бельгия (10,1 процента), Греция и Португалия (по 10 процентов). В США на эти цели идет 15,3 процента ВВП. Странно, что минздравсоцразвития, которому нынешнее неудовлетворительное состояние отечественного здравоохранения известно лучше, чем кому бы то ни было, не смогло убедить ни правительство, ни парламент в необходимости хотя бы 15-20-процентного реального роста расходов на медицину.

    Тем более это актуально для нас, страдающих от сверхсмертности. Экономия денег здесь уже оборачивается снижением количества и качества рабочей силы, повышенными расходами на выплату больничных листов, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Надо во что бы то ни стало остановить эти тенденции, угрожающие самому существованию России.

    Поделиться