20.06.2007 03:40
    Поделиться

    Строители задолжали Воронежу полмиллиарда рублей

    Многолетний долг строительных компаний перевалил за полмиллиарда рублей

    По заключению городской контрольно-счетной палаты, проверявшей исполнение договоров об условиях строительства, причина громадной дебиторской задолженности - в непрозрачности отношений, в том числе финансовых, мэрии с застройщиками.

    Перед тем как дать разрешение на возведение того или иного здания, мэрия заключает с застройщиком договор, где в качестве так называемых дополнительных условий оговаривается некая сумма отчислений на развитие инженерной инфраструктуры. Без этого, к слову сказать, не обойтись: большая часть городских коммуникаций настолько изношена и перегружена, что если и дальше "сажать" жилые здания и офисные центры на эту инфраструктуру, то вполне можно дождаться техногенной катастрофы. Взять, к примеру, водоснабжение - на протяжении многих лет Воронеж испытывает дефицит питьевой воды: последняя подается по графику и - в особенности на верхних этажах - с очень слабым напором. В прошлом году городу ежесуточно не хватало порядка 140 тысяч кубов воды. Однако ввиду того, что в 2006-м году было построено и сдано в эксплуатацию 630 тысяч квадратных метров жилья, вода стала в еще большем дефиците - примерно на 38 тысяч кубов. Аналогичная ситуация - с энергомощностями (дефицит 60 тысяч киловатт-часов) и с ливневой канализацией, которая уж лет десять как морально и технически устарела.

    Инфраструктурные обременения - в зависимости от месторасположения и вида строящегося объекта - составляют 12-17 процентов его себестоимости. Средства либо перечисляются в бюджет, либо отдаются "натурой" - например, в виде благоустроительных работ. И надо сказать, многие строительные организации одобряют сложившийся порядок взаиморасчетов. К примеру, в одной из крупных фирм корреспонденту "РГ" заявили, что "если компания ведет комплексную застройку города, то она должна попутно решать проблемы инженерного, транспортного, социального обеспечения строящихся микрорайонов. Поэтому инфраструктурные обременения должны существовать, но механизм их расчета должен быть более прозрачным".

    Однако с прозрачностью, как выяснила КСП, проверявшая "административно-строительные" договоры за 2005-2006 годы, - как раз таки большие проблемы. Начать с того, что те далеко не всегда заключаются в интересах бюджета и горожан. Характерный пример: "Московский индустриальный банк", строивший в центре города здание своего филиала, изначально должен был перечислить городу больше 15 миллионов рублей, но согласился заплатить лишь 9,9. Однако в окончательном варианте соглашения возникла цифра в 3,7 миллиона. Таким образом, по самым скромным подсчетам бюджет города потерял 6 миллионов рублей.

    Или вот другой, не менее красноречивый пример. При том что ОАО "Строительно-финансовая группа" исполнило (и то - на треть) свой первый договор от 2000-го года, этой компании впоследствии еще шесть раз разрешали строительство, и всякий раз никаких отчислений она не делала. Таким образом, задолженность организации составила почти 41 миллион рублей. Со стороны это выглядит так, как будто мэрия поощряет и, что называется, воспитывает злостных неплательщиков. Кстати сказать, штрафные санкции, предусмотренные договорами, департаментом не начислялись, что, по мнению КСП, также "потворствовало неисполнению застройщиками своих обязательств". И происходит эта странная "щедрость" на фоне острого бюджетного дефицита.

    На последнем заседании Думы представители мэрии требовали принять корректировку бюджета в 50 миллионов рублей (добились только 27-ми), утверждая, что в противном случае подготовка к отопительному сезону - под угрозой срыва. Вот и получается, что сегодня битва идет за 30 миллионов - в то время как всеобщая задолженность организаций по договорам об условиях строительства составляет более 600 миллионов рублей (практически десятая часть бюджета).

    Отдельная тема - про то, как тратились те "инфраструктурные" средства, которые строители все-таки перечислили. Ревизоры, в частности, установили, что директор департамента Виктор Щеблыкин, превысив должностные полномочия, самостоятельно распорядился 5 миллионами рублей. А именно: по его инициативе без проведения какого-либо конкурса и без внесения в Единый городской реестр закупок был заключен договор на асфальтирование компанией "Спец-Строй" улицы 45-й Стрелковой дивизии. По каким именно критериям выбирали подрядчика - так и осталось непонятным, особенно если учесть, что располагается фирма по месту жительства физического лица. К тому же в ее бухгалтерской отчетности работы, проделанные на благо муниципалитета, никак не отражены. И были ли они вообще проделаны - на этот вопрос предстоит ответить правоохранительным органам.

    Или другая ситуация: шесть единиц спецтехники, полученных городом по договорам об условиях строительства, должны были быть переданы в райдезы, где их задействовали бы на уборке улиц. Однако на деле пять тракторов и один поливомоечный прицеп каким-то образом оказались в пользовании у коммерческих организаций, занимавшихся уборкой города за бюджетные средства и ни копейки не плативших за аренду муниципальной техники.

    По словам председателя КСП Ларисы Дорохиной, эти и другие многочисленные нарушения стали возможны из-за отсутствия единого регламента работы администрации в градостроительной сфере: "Ко всему прочему, совершенно не налажен учет и контроль за заключением и исполнением договоров с застройщиками, также отсутствует бухгалтерский учет дебиторской задолженности. В адрес главы города было направлено представление с конкретными рекомендациями, как не допустить подобные нарушения впредь. Уже все сроки прошли, но ответ из мэрии мы так и не получили".

    комментарии

    Виктор Щеблыкин, директор департамента по градостроительству и земельным отношениям:

    - После того, как суд в 2004-м году отменил 98-е постановление, регламентирующее порядок отчислений на развитие города и инфраструктуры, эти обязательства вообще получились как бы вне закона. У нас есть проект нового положения, но его имеет смысл принимать только после того, как соответствующие правила будут утверждены на федеральном уровне. Однако когда именно это произойдет - неизвестно, а городу нужно как-то развиваться сегодня, поэтому департамент пытается договариваться со строителями: мы вам предоставляем земельный участок, а вы должны взять на себя определенные обязательства. Хорошо, что в условиях такой правовой неурегулированности удается собрать хоть какие-то средства. Что же касается "злостных неплательщиков", то такое было уже не раз - когда арбитражный суд становится на сторону строителей: мол, непонятно, на каком основании город требует от них каких-то отчислений?

    Кстати, сейчас идет работа над созданием целевого фонда, где будут аккумулироваться "инфраструктурные" отчисления. Смысл в том, чтобы эти средства не растворялись в общей бюджетной массе, а использовались исключительно целевым образом - на модернизацию старых и строительство новых инженерных сетей.

    Александр Трубецкой, председатель комиссии гордумы по вопросам управления муниципальной собственностью и работе с МУПами, директор строительной компании:

    - Проблема в том, что нет единых градостроительных правил, в том числе по обременениям. Раньше было 98-е постановление городской Думы - продуманное и четкое, но некоторым строителям оно не понравилось, и они через арбитраж добились его отмены. А теперь получилось - кто в лес, кто по дрова. Некоторые компании соглашаются на дополнительные условия, а потом, когда им выделяют участок, идут на попятную. Было бы неплохо создать комиссию из компетентных специалистов мэрии и обладминистрации, чтобы они разработали нормальное положение, по которому строители могли бы нормально работать: правила должны быть одни для всех.

    Поделиться