Эмир Кустурица прилетел в Москву накануне открытия кинофестиваля. Самолет задерживался, ожидание было долгим.
Двери VIP-зала раздвинулись, и перед журналистами встали два дюжих охранника, еще двое образовали "живой" коридор - и на лестнице появился... Анатолий Чубайс. У него было озадаченное выражение лица: он не ждал такого обилия фоторепортеров, которые тотчас засверкали вспышками. Кустурица вышел последним, без охраны, с букетиком васильков, медленной вальяжной походкой. Режиссер был в синей ветровке, явно уставший после перелета. Когда он не понимал русскую речь, то переспрашивал переводчицу на южный манер: "Шо-шо-шо?".
В Москву Кустурица - буквально на пару деньков: торопится обратно в Париж, где ставит оперу на сюжет фильма "Дом для повешенных". Премьера уже 26 июня, поэтому на вопрос, что для него означает Московский кинофестиваль, он сказал: "Через несколько дней у меня премьера, а я здесь! Это лучше всего говорит о том, как я отношусь к Московскому кинофестивалю".
Фильм Эмира Кустурицы "Завет" вчера открыл 29-й Московский кинофестиваль. Этот фильм, считает Кустурица, вклад в приумножение добра. По его мнению, можно вылечиться от эпилепсии, слушая Моцарта. "Я, конечно, не Моцарт, - заметил режиссер, - но, наверное, как бы Мусоргский в кино". Кино в классическом понимании слова сегодня умирает и становится частью масс-медиа, а Кустурица хочет, чтобы его фильмы были своего рода смехотерапией.
Фильм "Завет" он снимал недалеко от деревни, которую построил. "С меня довольно демократии: во всех городах мэра выбирают, а я начальника деревни назначаю сам - по принципу, чтобы он был добрым, великодушным и красивым".
14-летнего Цане сыграл Урос Милованович, а нашел его... реквизитор картины. "Сначала у него ничего не получалось, - рассказывает режиссер. - Но как только он попал в поле моего магнетизма, сразу заиграл. Я, наверное, умею гипнотизировать".
С пресс-конференции:
- Вы утверждаете, что вы свободный человек, это действительно так?
- Я не утверждаю, что я свободен абсолютно. Но свободен - это точно. Это самый главный мотив человеческой жизни - свобода. И для меня намного важнее быть свободным, чем счастливым.
- Вы часто приезжаете в Россию. Почему?
- У меня здесь друзья. И приезжая, я понимаю, что это земля моих учителей, страна Достоевского и Чехова.
- А не хотели бы вы снять фильм на российском материале?
- Нет, такой идеи у меня не было. Сейчас я задумал два проекта. Один - об истории мексиканской революции, другой... не буду пока говорить. Но снимать его хочу в России.
- Какой фильм вы бы сняли о Москве?
- О старой Москве. О ее куполах. Мне иногда кажется, что Москву строил пьяный кондитер.
- Какие русские фильмы вы смотрели?
- Я много видел классического русского кино, а также фильмы Звягинцева, Михалкова, Сокурова.
- Вы занимаетесь также и бизнесом, выпускаете сок с этикетками Че Гевара и Кастро. Почему именно с ними?
- На этикетках люди из прошлого. Но клубничный сок у меня действительно хорош.
На вопрос, как он относится к современному состоянию кино, Эмир Кустурица помрачнел: авторское кино вытесняется шоу-бизнесом. Нам необходима защита. Раньше функции защиты выполняли фестивали. Сегодня фестивали уже не те. Сегодня они похожи на показы мод: есть зимняя коллекция фильмов, есть летняя...