Разговоры о квотировании велись в Иране давно - в стране катастрофически не хватало бензина, а очереди на заправки растягивались на километры. Тем не менее новость оказалась столь неожиданной, что мгновенно вызвала небывалые очереди на заправках. В некоторых местах начались стихийные антиправительственные манифестации. В Тегеране была сожжена по крайней мере одна АЗС. "Оружие и танки надо уничтожить, (президента) Ахмадинежада убить", - скандировала озлобленная молодежь, бросая камни в полицейских. Так, во всяком случае, описывает увиденное им корреспондент Би-би-си Фрэнсис Харрисон.
Иранцы, избалованные чрезвычайно низкой ценой на бензин (благодаря госсубсидиям он стоит в розницу всего 11 центов за литр - пятую часть себестоимости), не стеснялись в выражениях. Однако официальный Тегеран стоит на своем. Цена на бензин в Иране останется прежней, но правительство решило сократить потребление горючего, опасаясь введения новых экономических санкций со стороны ООН. Иран - один из крупнейших экспортеров нефти, но своих нефтеперегонных заводов у него катастрофически не хватает. В итоге страна, которая активно развивает ядерные программы, вынуждена импортировать до 40 процентов потребляемого бензина. И если Совбез ООН примет решение наложить очередные санкции за невыполнение своих резолюций именно на бензиновый импорт, то экономика Ирана окажется в весьма затруднительном положении.
Вашингтон не скрывает, что именно ограничения на импорт бензина могут стать одним из мощных рычагов давления на Тегеран, для того чтобы он отказался от программы обогащения урана и сел за стол переговоров. Очевидно, что введение квот на продажу бензина дополнительно поднимет в Иране инфляцию, которая и без того достигает 20-30 процентов, и приведет к увеличению бюджетного дефицита. В то же время в Тегеране понимают: возможным выходом из кризиса мог бы стать рост цен на бензин. Однако этот шаг чреват самыми серьезными внутриполитическими последствиями.