02.07.2007 23:00
    Поделиться

    Юрий Оборин: Владивостокские водители особой законопослушностью не отличаются

    Его очень трудно сохранять на дорогах Приморья

    Сегодня День работников ГАИ, который совпал с 71-й годовщиной со дня основания управления ГИБДД УВД Приморского края. Накануне корреспондент "Российской газеты" встретился с его начальником Юрием Обориным.

    Владивостокским гаишникам не позавидуешь. Обилие автотранспорта (по его количеству на душу населения краевой центр входит в пятерку самых автомобильных городов России), особенности рельефа местности и узкие дороги, которые и расширять-то некуда, весьма усложняют работу сотрудников ГИБДД.

    Российская газета | Юрий Владимирович, автомобилей в городе год от года все больше, в итоге уже сегодня Владивосток превратился в сплошную автомобильную пробку. Может, следуя зарубежному опыту, разрешить по четным дням выезд на дороги лишь машин с четными номерами и наоборот?

    Юрий Оборин | В настоящее время мы прорабатываем вопрос об ограничении передвижения по городу в дневное время тяжелого грузового автотранспорта. Что же касается практики "четное-нечетное" - это действительно простой и довольно эффективный способ разгрузки движения. Но, учитывая, что владивостокские водители особой законопослушностью не отличаются, для контроля для исполнением этого решения нужно не 300 инспекторов, как сейчас, а 1300! А иначе - никак. Вот простейший пример. В Правилах дорожного движения четко прописано, что разговаривать во время движения по сотовому телефону запрещено. Но в качестве меры наказания - устное предупреждение. Кого этим предупреждением проймешь? В итоге каждый третий водитель во время движения не расстается с мобильником. Порой умудряются говорить сразу по двум одновременно, придерживая руль ногой. А вот, к примеру, в цивилизованных странах за разговор по мобильнику за рулем водителя штрафуют на сумму от 300 до 1500 долларов и лишают водительских прав на срок от двух до шести месяцев.

    РГ | Автомобили паркуются на тротуарах, порой впритык к зданиям, так что пешеходам приходится обходить их по проезжей части. Зимой это мешает очистке тротуаров от снега. Почему ГАИ не следит за правилами парковки?

    Оборин | Следим, но хотя закон позволяет нам эвакуировать неправильно припаркованную машину, подобных нарушений слишком много, чтобы их все предотвратить. Водители не обращают внимания на запрещающие знаки. Единственное, что их сдерживает, это пластиковые конусы и инспектор, надзирающий за вверенным ему участком дороги. Посмотрите на центр города - практически везде первая полоса занята припаркованными машинами. Если ставят их параллельно тротуару - это еще полбеды. Но ведь паркуют "елочкой" или даже перпендикулярно тротуару! А ведь это делать запрещено, если нет соответствующего знака парковки.

    Впрочем, автовладельцев тоже можно понять. В центре города сосредоточена значительная часть учреждений и торговых центров, а припарковать машину негде. В свое время администрацией Владивостока было принято решение построить в городе пять многоуровневых автостоянок, но так ничего и не было сделано. Даже единственная парковка, которую начали строить напротив мэрии, непостижимым образом превратилась в очередное офисное здание. Количество машин на дороге определяет индекс безопасности движения. По нормам на километровом участке дороги должно быть не более 100 автомобилей. Это оптимальное количество, при котором они могут ехать с разрешенной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию, а также пропускать пешеходов и не образовывать пробки. Если машин больше, то индекс безопасности снижается, а вероятность ДТП возрастает. Во Владивостоке есть места, где машин больше нормы в 8-10 раз! Это прежде всего центр города.

    РГ | Именно поэтому инспекторов ГИБДД больше всего именно в центре?

    Оборин | По нормам их не хватает даже в центре. Ну а почему больше - там ведь и автомобильных пробок, и ДТП больше,  правила парковки нарушаются тоже чаще. Ситуацию усугубляют действующие ныне правила разбора ДТП. За границей при ДТП водители обмениваются визитками страховых компаний и мирно разъезжаются. У нас же даже если повреждение ограничивается царапиной на тысячу рублей, водитель не может уехать и даже сдвинуться с места, пока наш сотрудник не проведет разбор ситуации. Хотя убытки от потери рабочего времени участников ДТП, сотрудников ГИБДД и остальных водителей, которые вынуждены простаивать в образовавшейся из-за этого пробке, во много раз превышают ущерб от этой царапины.

    РГ | В соседнем Китае, по крайней мере, в крупных городах, гаишников на улице не увидишь. Там за порядком на дорогах следят видеокамеры, а штраф нарушителю ПДД приходит по почте. У нас планируется чтонибудь подобное?

    Оборин | Видеокамеры слежения - наша давняя мечта. Мне довелось в составе делегации ГАИ побывать в ряде стран, где используют эти технологии. Действительно, вживую дорожной полиции там практически не видно, она только выезжает на места совершения ДТП. Сейчас в рамках федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения принята соответствующая краевая программа, один из пунктов которой - установка камер видеонаблюдения, чтобы они документировали нарушения, а мы могли потом на основании полученных данных составлять протоколы.

    Однако в России пока нет для этого необходимой правовой основы - фотография с видеокамеры не считается юридическим доказательством. Проект соответвующего закона, который бы позволил полноценно использовать камеры, находится на рассмотрении в Госдуме, и когда этот закон будет принят, - зависит от депутатов.

    РГ | А как вы относитесь к установке шлагбаумов, ограничивающих въезд во дворы?

    Оборин | Особых проблем мы в этом не видим. "Скорая" или пожарная машина имеют полное право этот шлагбаум снести. Более того, есть проект выделить во дворах площадку специально для парковки пожарной машины, огороженную легкими леерными ограждениями, чтобы на этом месте никто не парковался. Шлагбаумы способствуют тому, что машины меньше ездят по дворам. А ведь водители нередко сбивают играющих там детей. Вообще детский травматизм - это серьезная проблема в нашем крае. Поражает, что родители не заботятся о том, чтобы во время поездки дети были надежно зафиксированы. Есть примеры, когда пристегнутые ремнями безопасности родители в случае ДТП отделывались ушибами и царапинами, а непристегнутый ребенок вылетал через окно и смертельно травмировался. Поражает, когда люди покупают дорогие машины, но экономят на кресле безопасности для ребенка.

    РГ | ГАИ регулярно проводит спецоперации. Какой в них смысл: ведь следить за дорожным движением надо не от случая к случаю, а постоянно?

    Оборин | Следим постоянно. Но, анализируя статистику о частоте автодорожных происшествий за несколько лет, пришли к выводу, что в разное время года растет число тех или иных нарушений. Один месяц в году водители чаще превышают скорость, в другой - ездят нетрезвыми. С чем это связано - сказать трудно, но факт налицо. Соответственно, мы планируем и наши спецоперации. Во время их проведения подключаем и другие службы - ППС, участковых, которые оказывают нам содействие. Это повышает выявляемость нарушений.

    РГ | На протяжении ряда лет приходилось слышать жалобы сотрудников ГАИ на низкие заработные платы. А как сейчас?

    Оборин | Зарплата никак не угонится за инфляцией. В первый год службы сотрудник ГИБДД получает всего 9-10 тысяч рублей. Общежитием мы не обеспечиваем, поэтому прожить на эти деньги практически невозможно, что и провоцирует коррупцию. В настоящее время у нас не заполнена часть вакансий. При приеме на работу соискатели должны пройти медицинскую комиссию, психологическое обследование. Так вот, если говорить о соискателях из районов края, то пройти медкомиссию удается лишь одному-двум из десяти. Кроме того, у нас большая текучесть кадров. Не каждый выстоит зимой часами на морозе, а летом - на жаре в бронежилете. Но сейчас мы повышаем статус наших сотрудников. Если раньше инспектор был в звании сержанта, то сегодня берем людей со средним специальным и высшим образованием. Так что на линии теперь стоят лейтенанты.

    РГ | На мой взгляд, коррумпированных инспекторов стало меньше. Если лет пять-семь назад с гаишником можно было договориться рублем, то сейчас это случается реже. В чем причина?

    Оборин | Активно работает наша служба собственной безопасности, проводятся проверки совместно с прокуратурой. Работает телефон доверия для населения. Хотя, конечно, время, когда взяточничество будет искоренено полностью, наступит еще не скоро.

    РГ | Что бы вы хотели пожелать приморцам в День работников ГАИ ГИБДД?

    Оборин | Праздник будет для нас вдвойне радостным, если все участники дорожного движения станут соблюдать правила не только в День работников ГАИ, но и в остальные дни. Хочу пожелать всем жителям края счастья, здоровья, добра и чтобы их контакты с инспекторами ГАИ были исключительно доброжелательными. С особой теплотой в этот праздничный день хочу пожелать ветеранам службы ГАИ, вашим семьям, родным и близким здоровья, успехов, бодрости духа и благополучия.

    Поделиться