05.07.2007 02:00
    Поделиться

    Евгений Гонтмахер о ситуации в иркутском Институте травматологии

    Вместе с читателями "Российской газеты" я внимательно слежу за грустной историей с выделением федеральных квот для иркутского Института травматологии и ортопедии.

    Пока чиновники разных уровней выясняют отношения, люди остаются без столь необходимой медицинской помощи.

    Сейчас идет большая работа по формированию будущего России как современной страны. Здоровье нации - это тот кирпичик, без которого все наши амбициозные планы обречены на провал. Поэтому крайне важно выводить наше здравоохранение из кризиса не бюрократическими имитациями, а реальной совместной деятельностью государства и медицинского сообщества, всех граждан. Пока мы, к сожалению, далеки от этого. Я не стал бы публично делиться своими ощущениями, если бы не догадывался о предыстории этой, думаю не только иркутской, ситуации.

    Итак, все началось в марте 2006 года. В прошлом году подошло время избрания президента Российской академии медицинских наук (РАМН). Прежний ее руководитель - Валентин Иванович Покровский попросил освободить его от должности: возраст, благородное желание передать эстафету следующему поколению. На освободившееся место общее собрание академии тайным голосованием избрало президентом Михаила Ивановича Давыдова - директора Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина.

    И это была не та кандидатура, которую поддерживало минздравсоцразвития. К тому же академик РАН и РАМН Михаил Давыдов выступил с весьма резкой речью, содержавшей критику политики министерства. И отношения сразу не заладились. Договориться о сотрудничестве по большому счету не удалось. Хотя без участия Академии медицинских наук в решении многочисленных и застарелых проблем здравоохранения есть не просто большой, но очень большой риск сделать что-то не то.

    Хочу напомнить, что в данном конкретном случае цена каждой такой ошибки - человеческие жизни. Руководство министерства длительное время не принимало Михаила Ивановича, который просил о встрече и телефонными звонками в высокую приемную, и официальными письмами. В конце концов, выдержав длинную паузу, в минздравсоцразвития приняли президента РАМН. Но разговора не получилось. Однако он имел продолжение уже в конкретных действиях.

    На этой встрече Михаил Иванович ставил под сомнение необходимость строительства в России 15 новых центров по оказанию высокотехнологической медицинской помощи. Казалось бы, странная позиция - ведь известно, что такой помощи у нас в стране радикально не хватает. Но, с другой стороны, уже существующие центры недогружены из-за нехватки бюджетного финансирования и поэтому вынуждены делать операции за деньги самих пациентов - суммы называть не буду. И еще одно: кадры. Да, можно построить новый центр, оснащенный самым современным оборудованием, но при этом не набрать для работы в нем персонал, соответствующий новым требованиям. Туда нужны будут не просто выпускники медвузов, а обладающие большим опытом специалисты. А надежда на то, что удастся, как ожидается, переманить туда готовые кадры из-за рубежа, весьма призрачна. Кто готов прямо сейчас в государственной бюджетной организации платить западные зарплаты, а еще и обеспечивать проживание не в общежитии?

    Есть проблема? Есть. И в министерстве ее не отрицают. Даже придумали, как можно решить. Родилась идея: организовать Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи (Росмедтехнология), переведя в его подчинение академические клиники. Что и было сделано в июне 2006 года. Логика здесь понятна: "перевести" на работу в новые центры врачей из уже существующих академических клиник. И проблема будет решена. Впрочем, не только эта.

    Новые центры по оказанию высокотехнологической медицинской помощи являются частью приоритетного национального проекта "Здоровье". И все, что с ними связано, находится под особым контролем власти. Что же происходит на этом участке? Правительство своим решением от 20 марта 2006 года выделило на 2006 год 12,6 млрд. рублей. При этом уже в прошлом году в эксплуатацию должны были быть введены такие центры в Астрахани, Пензе, Краснодаре и Чебоксарах. Однако эти планы сорвались: правительство своим постановлением от 5 мая 2007 года передвинуло сроки на этот год, запланировав ввод остальных 11 центров на 2008 год. Но где гарантия, что ситуация не повторится в этом году?

    Хочу напомнить, что по утвержденному "заданию" приоритетного национального проекта "Здоровье" планируется "увеличение к 2008 году в 4 раза объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета, у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий". Однако новых центров, по крайней мере, до конца этого года не будет. Значит, под угрозой срыва увеличение в 4 раза объемов высокотехнологической медицинской помощи. А за это по головке совсем уж не погладят. Вот тут и пригодится Росмедтехнология: перехватив к себе академические клиники и обеспечив их финансированием, есть шанс выполнить (хотя бы в первом приближении) задание национального проекта. Именно поэтому еще в конце прошлого года минздравсоцразвития вместе с подведомственными ему ведомствами фактически поставило условие наиболее ценным институтам РАМН. Не перейдете в подчинение Росмедтехнологии - не получите бюджетного финансирования в следующем году. В ход был пущен инструмент, о котором сейчас много говорят, - так называемые квоты. А за ними стоят бюджетные деньги, которые распределяются в Москве. Кто-то дрогнул - ведь без денег ни зарплаты не будет, ни работы. Но кто-то продолжает занимать принципиальную позицию и остается в академии. Что ж, не хочешь переходить под крыло минздравсоцразвития - будешь обделен или пройдешь семь кругов ада, чтобы получить бюджетные средства. Что, собственно, и происходит с иркутским Институтом травматологии и ортопедии, который находится в ведении Сибирского отделения РАМН.

    Поделиться