17.07.2007 00:59
    Поделиться

    Алексей Петров: Я учился 16 лет, но не считаю себя полностью обученным

    Анимация Александра Петрова побеждает на международных фестивалях
    Новый мультфильм Александра Петрова "Моя любовь" только что стал лауреатом сразу двух международных фестивалей. Сегодня у известного художника-аниматора, лауреата Государственной премии России, обладателя престижной кинопремии "Оскар" за фильм "Старик и море" юбилей. "Ярославскому затворнику", как его еще называют иногда коллеги, исполнилось 50. Корреспондент "РГ" попросил его поделиться своими мыслями и планами с высоты этого "золотого" рубежа.

    Российская газета | Александр Константинович, хоть вам по виду никак не дать ваши полвека, тем не менее пройдена значительная часть жизни. Ваши фильмы, начиная с дебютного "Корова", а затем и "Сон смешного человека", "Русалка", "Старик и море" и последнего "Моя любовь", по достоинству оценены и критикой, и зрителями. У вас в родном городе теперь своя хорошо оборудованная студия, друзья, поддержка властей. Вы - успешный человек, все состоялось?

    Александр Петров | Я не уверен, что это можно назвать так... Состоялось, как задумано, - и слава Богу. Но вот у Арсения Тарковского есть такие строки: "...все в руку легло, как лист пятипалый, только этого мало". Я, конечно, благодарен судьбе, что так сложилось. Но для меня все равно есть много вопросов, которые меня мучают, и я не могу их решить. А это гораздо главнее для меня, чем все успешности. Но понимаю, что все-то вопросы человек может решить только тогда, когда переступит последний рубеж.

    РГ | А из этих вопросов, которые мучают, что бы вы обозначили?

    Петров | Есть определенные границы человеческого пространства, занимаемого в жизни.

    Личного объема, что ли. И понимаешь, что этот объем, занимаемый тобой, чересчур ничтожен по сравнению с тем, каков этот самый мир. И нужно вместить в себя этот мир и передать его. Хотелось бы до чего-то догадаться такого, что определяет смысл жизни. Уже много передумано, перечитано, но ответа все равно нет. Это, наверное, вообще-то вопрос веры и неверия. Я- человек церковный.

    РГ | Но, может быть, раздумья эти в какой-то мере естественное состояние художника на перепутье между, скажем, двумя фильмами?

    Петров | Тут скорее наоборот. Темы фильмов, идеи, интонации вытекают из этих вот сомнений, решений или каких-то прозрений. Раздумья и сомнения остаются и во время съемок, и до последнего дня работы над ним. Я больше скажу - с каждым фильмом это усугубляется. Каждый раз это как новый нырок в ледяную воду, как новое испытание своих сил и возможностей.

    Потому что на самом деле новая картина становится определенным вопросом перед художником. Каждый кадр как кирпичик укладывается в некую конструкцию, и ты этот кирпичик начинаешь пересматривать, крутить, проверять, насколько он прочен, соответствует ли будущему "зданию". Иногда все решается мгновенно, легко. Но чаще я не отказываю себе в удовольствии помучиться... Но уж когда началась съемка - тут темп диктует дело. Уже не до метаний.

    РГ | А если б снова начать...

    Петров | Снова делать выбор? Честно говоря, мне сейчас хотелось бы попробовать себя в чем-нибудь другом. Но в анимации в самом деле есть какая-то тайна, она способна держать интерес к себе многие годы. Тайна, например, даже то, как приходит выбор той или иной темы. Только о двух своих фильмах я могу сказать, что я сознательно хотел их сделать. Это "Сон смешного человека" и "Старик и море".

    РГ | Критики отмечают, что именно избранный вами стиль "ожившая живопись" помогает переводить на язык анимации совершенно, казалось бы, "непереводимые" классические произведения - роман Ивана Шмелева "Любовная история", философскую новеллу Хемингуэя "Старик и море". Вы навсегда выбрали для себя такую манеру анимационной живописи?

    Петров | Перед началом фильма я, как правило, иду через череду каких-то эскизов, вариаций, метаний между разными стилями и формами, нередко новыми для меня. Но все равно в конце концов меня начинает прибивать к тому, что получается лучше, органичнее. И я перестал особенно бороться с собой. А переводить классику на язык кино... В этом, наверное, есть свой кураж - выбрать то, что в общем-то многими не мыслится в анимации. Интрига. Всегда хочется выбрать собственный ручеек, а не общее русло. Может быть, открыть для кино что-то новое. Или - для зрителя.

    РГ | А как вы представляете себе своего зрителя?

    Петров | Я думаю, что мой зритель это тот, кто любит читать. Раз читать, значит, думать. Над книгой, над фильмом, над музыкой. Но это не обязательно какой-то интеллектуал. Просто нормальный человек. Я и сам стараюсь смотреть свои фильмы как зритель. Чтобы угадать их судьбу.

    РГ | Для анимационных картин тоже есть такое понятие, как испытание временем?

    С какими чувствами вы смотрите свои старые ленты?

    Петров | С разными. Автор каждого фильма, я думаю, не бывает стопроцентно доволен тем, как он сделан, всегда есть что-то, что хотелось бы поправить. И бывает, когда смотрю свой фильм и с приближением определенного места я закрываю глаза и думаю: "О Боже, вот сейчас все увидят, что здесь не то, не так". Ужас. А поправить уже ничего нельзя. Но есть вещи, за которые не стыдно и в самом деле радостно их видеть заново, свежим взглядом и понимать, что это вот действительно удалось (я говорю о каких-то жестах, трансформациях). И понимаешь, что зритель в этих местах по-прежнему замирает. Значит, фильм жив, фильм работает.

    РГ | Считается, что сейчас в российской анимации сложилось три поколения ведущих художников: старшее - Норштейн, Хитрук, Хржановский, среднее - Петров, Максимов, Алдашин, Бронзит и младшее, которое только начинает заявлять о себе, - Ужинов, Киреева, Шестопалов, Федорова. Чем-то характерным отличаются работы художников разных поколений?

    Петров | Я не могу разделять художников на поколения, для меня это все один поток. Думаю, каждое поколение в принципе повторяет те же этапы развития, что и предыдущие художники, режиссеры. Не могу сказать, к примеру, что наше поколение открывало что-то новое в искусстве. Каждый художник просто сам по себе интересен, если он творит смело, свободно и талантливо.

    РГ | Утверждают, что кино сейчас становится несколько более рациональным. В том числе и анимационное?

    Петров | Может быть, это влияние продюсерского кино. Там все решает заказчик. И художник старается меньше рисковать, старается делать свою работу очень грамотно с тем, чтобы она имела спрос, и в следующий раз продюсеры снова сделали бы заказ. Просто по фильмам видно, что они такие вот чересчур правильные. Риска маловато. Это чувствуется.

    РГ | Вам же и самому пришлось вплотную поработать с продюсерами, да еще и зарубежными, при работе над лентой "Старик и море". По-вашему, это тоже как-то сказалось на свободе выражения замысла художника?

    Петров | Мне просто повезло с канадскими продюсерами компании Pascal Blais. Были созданы хорошие условия для работы, трудиться над фильмом было удобно и легко. Несмотря на то, что там были контрактные отношения, в чем-то более жесткие, но абсолютно не было никакого диктата. Все, что касалось моих творческих идей, моего стиля - это было неприкосновенно. Но это редкий случай. И не случайно мы с моими продюсерами остались в очень хороших отношениях и до сих пор поддерживаем деловые контакты.

    РГ | Ваши фильмы демонстрируются не только у нас, но и за рубежом. Вы получаете от этого какие-то авторские отчисления?

    Петров | Нет. Почему? Ну, это я, наверное, такой неграмотный автор. Это все в контракте своевременно надо оговаривать.

    РГ | К слову, наш российский аниматор в принципе может жить на доходы от фильмов? Так, чтобы, скажем, и хватало семью прокормить, и на новый фильм осталось?

    Петров | У меня в свое время были по молодости такие идеалистические мечты. Что и способностей хватит сделать хорошее кино, и ловкости достаточно, чтобы это кино продать. И этим кормиться, да еще чтобы оставалось на следующее кино. Сейчас этих иллюзий поубавилось. И не я один в этих заблуждениях находился. Но дело не в хватке или практической воле, опыте. Могу сказать, что анимация - продукт не самоокупаемый. Речь идет об авторской анимации, к которой себя отношу. Заранее можно сказать - это убыточный проект. Хотя бывает иногда стечение обстоятельств: попал фильм в хорошие руки, в нужное время, на нужные фестивали - стали его закупать. Но с авторским кино, как правило, этого не бывает. В анимации есть успешные примеры, но коммерческих проектов - тот же "Шрек", например. Или работы французского талантливого художника и продюсера Мишеля Осело, обладающего и хорошим вкусом, и предприимчивостью. Он смог продавать свое кино - несколько лет назад вообще был бум с его фильмом "Кирику".

    И тем не менее авторское кино, на мой взгляд, должно существовать все-таки на государственные дотации, гранты, стипендии.

    РГ | Мы с вами как-то говорили однажды о судьбах молодых российских аниматоров. Речь шла о том, что молодые художники, не видя путей быстрой реализации своих замыслов, уезжали за рубеж и были там востребованы. А как обстоит с этим сейчас?

    Петров | Сейчас, похоже, денег больше в России и начинается обратный процесс - возвращения. Тенденция такая, хоть и не ярко выраженная, но уже прослеживается.

    РГ | Над чем вы работает сейчас? Говорят, вы готовите что-то к 1000-летию Ярославля.

    Петров | Не хочу пока раскрывать замысел. Есть альтернативные проекты. Пока просто восстанавливаюсь после выполненной работы, которой отдано было три напряженных года. Коплю силы.

    РГ | Ваш сын Дмитрий закончил в этом году институт имени Репина при Петербургской академии художеств. Он ваш партнер или пойдет своим путем?

    Петров | Возможно, мы будем делать один проект вместе, может быть, у него будет свой проект. Во всяком случае, я рад видеть в нем и партнера, и друга, и помощника, и равного по рангу коллегу. Меня он устраивает во всех вариациях.

    РГ | Это очень важно, когда у творческой личности надежный тыл.

    Петров | Да, с близкими мне, если сказать, что повезло, - будет не то слово. В самые трудные времена, когда семья оказалась в Ярославле и без жилья, и без работы, первый, кто подставил надежное плечо, была жена Наталья Николаевна. А теперь уже и сын вырос. И все свои замыслы, идеи я проговариваю прежде всего с ними, их мнение для меня дорого.

    РГ | Вы много учились - Ярославское художественное училище, ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Этого комплекса знаний достаточно или вы еще планируете чему-то учиться?

    Петров | Я тут как-то посчитал годы учебы, получилось 16 лет. Но на самом деле я не считаю себя полностью обученным. Профессию я, конечно, приобрел. Но это всего лишь гумус, на котором можно что-то выращивать. И сказать, что этого достаточно, - точно нет. Добираю и дальше постоянно. Что-то анализирую, что-то угадываю, все время стараюсь добывать еще и еще какие-то знания. Нельзя полагаться только на прежний багаж.

    РГ | А со своими подопечными - молодежным городским анимационным объединением "Перспектива" поддерживаете отношения?

    Петров | Может быть, не так часто, как хотелось бы, но, конечно, поддерживаю. Я бываю у них, смотрю их программы, показываю свое кино. Ребята эти последние три года работы над фильмом в чем-то участвовали тоже, помогали, обсуждали. Ну и естественно, впервые я показал свой новый фильм, конечно же, в "Перспективе".

    РГ | Александр Константинович, есть в детской песенке такие слова - "день рожденья - грустный праздник"... Как относитесь к таким дням?

    Петров | Круглая дата в принципе для меня ничего не меняет, ничего не решает. Если бы и другие не замечали, не отмечал бы. Но вообще-то я обычно с детства почему-то нервничаю перед днем рождения. После него как-то все успокаивается, а накануне даже кошмары снились какие-то. Не знаю, откуда это пошло. Наверное, звезды так складывались, хотя я ни к знакам, ни к гороскопам никак не отношусь.

    РГ | Ну а где просто зритель может увидеть ваши картины с учетом того, что в кино анимацию не показывают, по телевидению тоже?

    Петров | Предположительно в сентябре они выйдут на дисках и поступят в продажу.

    Поделиться