Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Упсала. Отец будущего режиссера был лютеранским священником королевской семьи и отличался строгостью нравов. Несомненно, что знание жесткой и даже жестокой этики протестантизма во многом помогло ему при работе над сценариями таких фильмов, как "Фанни и Александр". Кинематографом же Бергман увлекся достаточно рано. Уже в детстве он помогал провинциальному кинооператору в наладке оборудования для показа фильмов. Впоследствии он окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю искусств. И это его искусствознание в полной мере ощущается в мизансценах такого его знаменитого фильма, как "Седьмая печать". Профессионально же работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Первой собственной работой Бергмана в этой области был сценарий под названием "Травля", который был экранизирован в 1944 году. Впоследствии всемирное признание получили его режиссерские работы 1950 - 1960-х годов - "Земляничная поляна", "Седьмая печать", "Молчание", "Персона". Два его фильма 1957 года - "Седьмая печать" и "Земляничная поляна" - принесли ему европейскую и мировую славу. В 1960 году он получил своего первого "Оскара", а всего их в его карьере было четыре, в том числе один почетный.
Бергман за редким исключением всегда писал сам сценарии для своих картин. В течение многих лет он работал с одним и тем же оператором - Свеном Нюквистом. Вместе они создали несколько самых знаменитых картин шведского кинематографа, в том числе "Шепоты и крики", "Осеннюю сонату", "Фанни и Александра". Бергман входил в число самых влиятельных кинематографистов XX века: своим учителем его считали Андрей Тарковский, Роберт Олтман, Вуди Аллен.
прямая речь
Андрей Смирнов, кинорежиссер:
- Не стало великого художника. Ингмар Бергман был одним из тех немногих, кто открывал не только новые горизонты киноязыка, но и потайные уголки человеческой души, куда до него редко кто заглядывал. Это был вечный бунтарь. Человек, который последние тридцать лет жил на острове, как затворник, однако чувствовавший биение пульса своей страны, Европы, мира. Об этом свидетельствовала каждая его работа.
Всю свою сознательную жизнь Ингмар Бергман находился в постоянном конфликте - то с самим собой, то со своей родиной, то с мировым кинематографом, то с прессой, то со всей Европой. И этот вечный конфликт дал всем нам, всему человечеству, очень много. Как до Чаплина кино было одним, а после него стало уже другим. То же самое можно сказать и об Ингмаре Бергмане.
После его первых фильмов язык кино не только обогатился, но и распространился.
Ни один из режиссеров, из тех, кого волнуют вечные вопросы жизни и смерти, отношения к долгу, не может делать свою работу, не чувствуя присутствия Бергмана в мире. Само это присутствие корректирует их работу. Невозможно в нескольких фразах выразить то, что потерял мировой кинематограф и шведская культура в лице Бергмана.
Кроме всего прочего, это был очаровательный человек - совершенный джентльмен с огненным темпераментом. Все в нем - манера общаться, чувство юмора, манера разговаривать - все в Бергмане было изысканным и чарующим.
Невозможно было не подпасть под обаяние его личности. Он мог бы с полным правом сказать про себя, как когда-то о себе сказал Томас Манн: "Европейская культура там, где я".