Новости

07.08.2007 04:44
Рубрика: Экономика

Ставка на лошадь

Позволит ли увеличение транспортного налога решить "дорожные проблемы" Орловщины?

Сегодня в среде автовладельцев Орловщины обсуждается один насущный вопрос: поднимутся ли в регионе ставки транспортного налога?

Еще две с лишним недели назад губернатор Орловской области Егор Строев внес в облсовет проект регионального закона, предусматривающий резкое повышение ставок транспортного налога. Законопроект обсуждался на заседаниях профильных комитетов, предваряющих работу плановой сессии облсовета. Одновременно с этим тема активно муссировалась в местной прессе. Рядовые автовладельцы внимательно следили за дискуссией и подсчитывали, не будет ли для них выгоднее регистрировать свои автомобили в соседних регионах, где ставки ниже? Представители ряда общественных организаций водителей пошли дальше. Они заявили о готовности в случае утверждения новых налоговых ставок в знак протеста выехать на центральную площадь города и сигналить перед зданием обладминистрации.

Впрочем, мнения высказывались разные. Например, губернатор в пояснительной записке к законопроекту в качестве главного основания для повышения налога указал на плохое состояние орловских дорог. Без дополнительных средств, по мнению авторов законопроекта, невозможно обеспечить доступность первой медицинской помощи, улучшить проживание сельского населения, обустраивать вновь возводимые жилые районы, обеспечивать транспортной инфраструктурой развивающееся сельскохозяйственное производство.

Спорить с подобными аргументами сложно, поэтому никто с ними в регионе и не спорит. Однако многие так и не поняли, почему дополнительные средства - по оценкам специалистов, это порядка 115 миллионов рублей - на ремонт дорог областные власти решили искать в карманах автовладельцев. Тем более, что по закону транспортный налог поступает не в специальный дорожный фонд, а прямиком в бюджет. То есть, автовладельцы в любом случае не получают гарантии того, что заплаченные ими деньги будут направлены именно на приведение дорог в порядок.

Массу споров вызвало и то обстоятельство, что основной "удар" должны принять на себя орловцы с небольшим уровнем достатка. Согласно законопроекту, наиболее резкое повышение расценок ожидает автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Налоговый кодекс дает право регионам самостоятельно устанавливать ставки транспортного налога. В данном случае от одного до 25 рублей за лошадиную силу в год.  Сегодня в Орловской области для "малолитражек" действует ставка 10 рублей. Она в два раза выше ставки, предусмотренной федеральным законом. Но все же вполне по карману рядовому орловскому владельцу "Жигулей" и "Москвичей".

Законопроект предусматривал повышение налога для данной категории автомобилей до максимальной отметки - 25 рублей за одну лошадиную силу. Грубо говоря, владельцу старенького "жигуленка" с 1 января 2008 года пришлось бы платить 1700-1800 рублей в год вместо 700-800, как сейчас.  Почти безлошадная "Ока" обошлась бы примерно в 825 рублей в год. Как правило, на таких автомобилях ездят пенсионеры, инвалиды или не успевшая твердо встать на ноги молодежь. Поэтому логично предположить, что резкое - в 2,5 раза - повышение налога вряд ли пришлось бы им по душе и по карману. Также маловероятно, чтобы это стало стимулом для населения приобретать "малолитражки", что активно пропагандируется экологами.

Остальных владельцев  автомобилей, в среднем, могло ожидать повышение налога примерно в 1,7 раза. Например, налоговую ставку за автомобиль с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил предлагалось повысить с 21 до 35 рублей,  мощностью свыше 250 лошадиных сил - с 90 до 150 рублей за лошадиную силу. Окончательно вопрос должен был решиться на плановой сессии облсовета, состоявшейся в среду, 1 августа. Однако законопроект так и не был включен в повестку дня. И хотя это не означает, что парламентарии к нему не вернутся, например, через месяц, орловские автовладельцы все равно вздохнули с облегчением.

Между тем ситуация со сбором транспортного налога в Орловской области обстоит не лучшим образом. Нередко автовладельцы вообще отказываются его платить. И тогда налоговикам приходится обращаться в суд и взыскивать с должников деньги при помощи судебных приставов и сотрудников ГИБДД. Неаккуратных плательщиков ловят прямо на дорогах. Только за первое полугодие 2007 года было "отработано" 430 должников, с которых были взысканы в том числе и неуплаченные вовремя штрафы. По словам заместителя начальника Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Владимира Пикалова, практика проведения совместных рейдов судебных приставов и сотрудников ГИБДД будет продолжена.

комментарий

Василий Иконников, депутат Орловского областного совета:
- Мы противники такого подхода к решению проблем дорожного хозяйства. Население области, предприниматели платят транспортный налог. И всегда задают справедливый вопрос: "Куда пошли наши деньги, где построили дороги?" Вопросы не беспочвенны. Ведь речь идет о нецелевом использовании народных денег. Например, в представлении № 158-СП от 25 августа 2006 года бывшего председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области Валентины Толстошеиной, по итогам проверки указываются многочисленные нарушения. Так, из средств, поступивших целевым назначением на дороги, 20 миллионов рублей были направлены на строительство жилья, 53,3 миллиона рублей - на строительство объектов соцкультбыта.

Елена Бывшева, заместитель руководителя управления Федеральной службы судебных приставов:
- Управление Федеральной налоговой службы получает сведения из  ГИБДД о том, какие автомобили стоят на учете в Орловской области. Далее налоговые органы рассчитывают налог и направляют владельцам автотранспортных средств уведомления. Если налог не уплачен в указанный срок, мы направляем исковое заявление в суд, который принимает решение о принудительном взыскании. В порядке исполнительного производства материалы направляются в нашу службу. Пополнение того или иного бюджета во многом зависит от слаженной работы всех служб: ГИБДД, налоговой службы и службы судебных приставов.

Андрей Канатников, управляющий бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей:
- Представьте себе вавилонское столпотворение во время Варфоломеевской ночи. Это и есть работа налогового органа по контролю и сбору транспортного налога. В соответствии с законом налоговая инспекция обязана рассчитать налог для каждого автовладельца и официально уведомить его об этом, то есть с фиксацией получения. А не просто раскидывать квитанции по ящикам, как сейчас. Кажется, что может быть проще? Однако в данные то и дело попадают машины, снятые с учета, проданные или вообще никогда не принадлежавшие гражданам, пропадают законом установленные льготы.  Я прохожу это чистилище ежегодно. В расчет по транспортному налогу мне добавляют машины, которые сняты с учета и проданы несколько лет назад. Ежегодно отправляю в налоговую акт разногласий с точным указанием, что, когда и кому продано. Самостоятельно делаю расчет и с квитанцией об оплате отправляю налоговикам. Проходит год, и мне приходит очередное уведомление с кучей чужих машин и долгом по предыдущим годам. И этот бардак бесконечен.

Экономика Финансы Налоги Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Орловская область