В России формируется беспрецедентный бесхозный рынок наличности, утверждает первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. По данным специалистов, к концу года оборот только пяти операторов системы моментальных платежей за коммунальные услуги, сотовую связь и Интернет может составить 1,1 процента ВВП страны - 315 миллиардов рублей.
При этом 90 процентов этого объема, утверждают эксперты, гуляет через "черный" рынок. Медведев уже направил Генпрокурору Юрию Чайке депутатский запрос, в котором говорится, что большинство участников в цепочке систем электронных платежей работают вне правового поля, то есть нелегально.
Таким образом, оплачивая свет, газ, воду, жилье, телефон через набирающие все большую популярность автоматы "моментальных платежей", люди и не подозревают, что могут стать заложниками финансового мошенничества. К такому выводу пришли участники "круглого стола", который назывался довольно угрожающе: "Грозит ли кризис на рынке моментальных платежей".
В то время, когда вы запускаете в купюроприемник свои сотенные, они, возможно, уже и не нужны для расчетов. Прежде чем установить аппарат, его владелец вносит на счет компании, осуществляющей техническую поддержку работы автомата, финансовое обеспечение, за счет которого и проводятся безналичные платежи за все услуги, которые оплатило население. А львиную долю наличных денег, которую никто не контролирует, хозяева терминалов либо те, кто стоит за ними, потом "перепродают" на "черном" рынке "обналички". Покупателями "нала" становятся организации, которые выплачивают затем своим работникам "серые" зарплаты. Деньги используются для оплаты коррумпированных чиновников, "отмывания" преступных доходов и, возможно, даже финансирования террористов. По данным Павла Медведева, владельцам терминалов самообслуживания даже удалось вытеснить с рынка "обналички" банки, которые за такую услугу берут порядка 11 процентов, а владельцы терминалов - всего 6-7, поскольку платежи через них не облагаются никакой комиссией.
Терминальный бизнес
"Сегодня мы ходим по острию ножа, и это может быть похуже финансовой пирамиды МММ", - утверждает депутат. По его словам, недавно правоохранительные органы Мурманска остановили работу крупной сети из 40 платежных терминалов моментальной оплаты. Исчезли несколько десятков миллионов рублей - платежей за квартплату. И люди оказались в должниках у жилищно-коммунальных служб. Денег найти до сих пор не могут. Заведено и расследуется уголовное дело по статье незаконное предпринимательство. В деле фигурируют обвинения в адрес владельцев терминалов, подставных лиц. По информации же корреспондентов "РГ", на другой же день после закрытия одной сети терминалов в Мурманске возникла новая сеть, принадлежащая "неопознанным пока иногородним компаниям".
Десятки тысяч разноцветных "железных" ящиков, напоминающих по внешнему виду игровые автоматы, красуются сегодня чуть ли не при каждом продовольственном ларьке, магазине или бане крупного и среднего города России. Кстати, выпуск их наладили бывшие изготовители игровых "одноруких бандитов". По данным социологов, без этих "идеальных железных друзей", которых еще зовут "машинами свободного времени", свой быт не представляют уже миллионы людей. Хочешь, плати за нужную услугу платеж в 10 рублей, хочешь в 30 тысяч - не ограничено. За два года только один российский оператор принял на техническое обслуживание 67 тысяч автоматов. Ежесекундно терминалы "съедают" до 10 тысяч рублей. В день - до 240 миллионов рублей. Рентабельность такого "моментального" бизнеса, по самым скромным оценкам, достигает 200-400 процентов. А места занимают всего 1 квадратный метр.
Чей ты, ящик, будешь?
Каково общее количество таких терминалов в России и кому они принадлежат, точно не мог сказать ни один эксперт, опрошенный "РГ". Все они сходятся в одном - этот рынок остался вне зоны пристального внимания государства. Один из участников дискуссии назвал его "финансовой Хитровкой" XXI века. Сегодня держать неконтролируемые "ящики" может любой индивидуальный предприниматель. Их и вовлекают чаще всего в свои сети игроки этого "черного" рынка обналички, обещая "за ничегонеделанье" доход с каждой точки в 1 тысячу долларов ежемесячно. А, к примеру, владельцам супермаркетов в крупных городах "жуки" терминального бизнеса предлагают за аренду 1 квадратного метра для установки "золотого ящика" от 3 до 5 тысяч долларов в месяц. Дальше идет "обработка" клиентов. Людям предлагают разные льготы, если они регулярно проводят свои платежи через "железные ящики".
Ажиотажный спрос населения на эту моментальную услугу превзошел все ожидания. И участники рынка стали лоббировать расширения спектра услуг. Законодатели пошли навстречу. И в июле прошлого года приняли поправку в Закон "О банках и банковской деятельности", позволяющую любой коммерческой организации принимать от населения также платежи за жилищно-коммунальные услуги, не превышающие сумму в 30 тысяч рублей. Но при этом обязательно надо иметь агентский договор между владельцем терминала и банком. Впрочем, это условие выполняют сегодня всего две-три компании, которые и до этого имели банковскую лицензию. Остальные участники рынка работают без договоров с банками. А юридической подпоркой им служит Гражданский кодекс, регулирующий отношения в области оказания услуг связи и правила оказания услуг связи, утвержденные постановлением правительства, которые предоставляют право операторам связи напрямую привлекать к сбору платежей за свои услуги третьи лица - не банки. Эта законодательная коллизия и в целом отсутствие четких правовых схем работы электронных платежных систем в России послужила поводом к произвольным трактовкам законодательства. В последнее время к ограниченному законом кругу платежей за квартиру - телефон - Интернет произвольно добавляются все новые услуги "контрафактного" происхождения. Почти все железные ящики уже спокойно "поедают" взносы по потребительским кредитам и пополняют "электронные кошельки" владельцев пластиковых карт. И все эти банковские операции также не документируются, не контролируются государственными надзорными органами.
Как сказал Павел Медведев, прием таких розничных платежей практически неуязвим для налоговых и правоохранительных органов. Поэтому хозяевами терминалов становятся независимые от банков юридические и физические лица, которые создают для своей деятельности фирмы-однодневки. Размер ценза за вход на этот рынок, равно как и уровень ответственности перед законом ограничивается примерно 10 тысячами рублей, то есть средствами, оплаченными за регистрацию. Для сравнения: уставной капитал банка - не менее 5 миллионов евро. Кроме того, автоматы "моментальных платежей", в отличие от кассовых аппаратов, не регистрируются в налоговом органе. Требований к работе этих устройств нет, поэтому все больше появляется анонимных машин, которые не выдают чеков или выдают, но без адреса принимающей платеж организации, без финансовых опознавательных знаков типа ИНН. То есть понять, "ты чей будешь", про какой-то конкретный аппарат иногда вообще невозможно.
Заплати налоги... в подъезде
Между тем продолжается борьба за расширение деятельности моментальных аппаратов. Через терминалы предлагают оплачивать госпошлины, штрафы, налоги. А сами автоматы устанавливать чуть ли не в подъездах жилых домов и в детских садах. Безусловно, этот рынок услуг перспективен и удобен для населения. Однако, считают специалисты, прежде чем расширять рынок, надо навести на нем порядок и поставить его деятельность под четкий контроль.
По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова, этот перспективный сектор услуг должен быть поставлен под обязательный банковский "патронат". Для этого необходимо внести изменения в ряд законов, в том числе в главный противоотмывочный Закон страны "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Аксаков считает, что порог суммы наличных платежей, при внесении которых не надо устанавливать личность плательщика, целесообразно повысить до ста тысяч рублей. Есть нерешенные проблемы с инкассацией денег банками по агентским соглашениям. Независимые эксперты в ответ утверждают, что борьба за продвижение в Госдуме либеральных законодательных инициатив по контролю за наличными деньгами и идентификацией клиентов будет жесткой. Особенно в свете ужесточения борьбы с "хождением" наличных денег в стране, которую усиленно инициирует Федеральная служба по финансовому мониторингу. Впрочем, переход на законную "банковскую схему" приема платежей, который сделает продажу наличности практически невозможной, обернется некоторым подорожанием услуги. Часть автоматов скорее всего исчезнет. Но зато люди получат гарантию, что их деньги не пропадут и не пойдут на обогащение мошенников.