29.08.2007 01:00
    Поделиться

    Урал: покупая страховку, автовладелец рискует получить и проблемы

    Покупая страховку, автовладелец рискует получить и проблемы

    Страховая компания поплатится за недобросовестную рекламу. Ее привлекло к ответственности региональное Управление федеральной антимонопольной службы по сигналу одного из екатеринбургских автомобилистов.

     

     

    В качестве примера заявитель привел факт, когда страховщик в случае ДТП обещает собрать за пострадавшего все необходимые справки. Однако на практике все оказалось прозаичнее: эта услуга предоставляется лишь в том случае, если к полису ОСАГО дополнительно куплен "Европолис". Однако об этой важной детали в рекламных материалах, активно тиражируемых в СМИ, не упоминается. На что и пожаловался водитель в управление ФАС по Свердловской области. Эксперты просмотрели рекламные ролики компании и признали рекламу недобросовестной.

    - Установлено, что в рекламе страховой компании содержатся недостоверные сведения, - сообщили нам в региональном подразделении антимонопольного ведомства.- Реклама рассказывает о полисе ОСАГО и о том, что компания возьмет на себя все проблемы со сбором справок. Страховщик действительно предоставляет такую услугу, но при наличии другого страхового продукта - дополнительного договора добровольного страхования "Евросервис".

    Однако об этом в ролике ничего не сказано, и потребитель воспринимает информацию в том смысле, что, приобретая полис обязательной "автогражданки", он перекладывает свои проблемы на страховщика. Не подозревая, что предстоит заключить два страховых договора, а не один. На недобросовестную рекламу "купились" десятки тысяч автовладельцев. Сейчас готовится решение о привлечении ответчика к административному наказанию. Если виновным признают юридическое лицо, то за недостоверные сведения об услугах ему предстоит выплатить от 40 до 500 тысяч рублей, а должностному лицу грозит штраф от четырех до 20 тысяч.

    Случаи ловкачества среди участников рынка автострахования, увы, не единичны, признают в антимонопольном ведомстве. Только вот вывести нечестных бизнесменов на чистую воду не всегда просто. Скажем, в ролике другой, не менее известной страховой группы почти не читается мелкий текст об условиях страхования. С одной стороны, страховщик, вроде бы предупредил, что супервыгодные условия распространяются лишь на транспорт юридических лиц. С другой стороны, кто успел прочитать этот текст без мощных очков? Зато клиентов-автовладельцев "созрело" немало. Но больше всего недостоверными сведениями грешит реклама, утверждающая, что компания перешла на европейскую модель страхования, когда пострадавшему не надо ни о чем беспокоиться: справки соберут, куда надо съездят, со всеми договорятся, клиенту надо лишь подписи поставить. Ну просто мечта страхователя, воплотить которую автовладельцам обещали еще в 2003 году, когда вступил в силу закон об ОСАГО. В самом деле: кто откажется от такой услуги? Надо лишь быть внимательным, приходя заключать договор страхования, предупреждают эксперты.

    Внимательность потребуется и в других случаях. Сейчас все страховщики в принудительном порядке переходят на европейскую схему страхования. Дело в том, что в закон об ОСАГО внесены поправки, призванные облегчить жизнь российских автомобилистов. Речь идет о введении так называемого "европейского протокола", когда при ДТП пострадавший обращается за компенсацией ущерба не в страховую компанию виновника, как было прежде, а к своему страховщику, который берет на себя сбор необходимых документов. Это касается лишь случаев, когда обошлось без жертв, вызывать ГИБДД не обязательно, виновный признал вину, участники ДТП составили схему происшествия и подписали ее, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

    Все, казалось бы, просто, но вопросов возникает немало. К примеру, кто и как может определить на месте ДТП сумму ущерба? А если она больше 25 тысяч рублей? Кто доплатит остальное? Как предполагают специалисты, есть опасность, что при возникновении спорных моментов будут ущемлены интересы пострадавшей стороны, вплоть до того, что она вообще не получит никакой компенсации.

    Мнение

    Максим Едрышов, исполнительный директор Свердловского регионального комитета по защите прав автомобилистов:

    - Непонятно, каким образом попавшие в ДТП автомобилисты будут освобождены от сбора справок и доказательств. Если не требуется вызывать сотрудников ГИБДД и экспертов, то кто оформит повреждения и определит ущерб? Но, допустим, ущерб оценили на месте в 25 с половиной тысяч рублей. Тогда пострадавший может остаться без компенсации. К такому убеждению приводят прецеденты с договорами КАСКО. Там не требуется оформлять факт ДТП, если ущерб не превышает пяти тысяч рублей. Нам пришлось защищать автовладельца, которому насчитали 5050 рублей ущерба, но страховая компания отказала пострадавшему в выплате компенсации. Опасаюсь, что такая же проблема может возникнуть и в отношении поправок к ОСАГО. На месте оценить полную сумму ущерба неспециалисту невозможно - могут быть невидимые, скрытые повреждения. Поэтому, пока не будут решены спорные моменты, связанные с введением "европейского протокола", радоваться не стоит.

    Поделиться